Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи с темой: до 1 года (список заголовков)
18:59 

Сидите с ребенком? Отложите телефон!

Имея смартфон в руках, вы всегда знаете, чем заняться: приложения, игры, видео, почта! Сложно избежать соблазна залезть в смартфон, когда сидишь с ребенком. Особенно, если ребенок беспокойный.

Бостонский Медицинский Центр провел исследование того, как наличие смартфона за обеденным столом у родителей меняет их отношение с детьми.

Занимался исследованием доктор Jenny Radesky, специалист в поведенческой педиатрии. Ему стало интересно, как вездесущность и притягательность смартфонов может повлиять на качество отношений между детьми и родителями, когда они вместе проводят время.

Чтобы оценить эффект смартфона на эти отношения, доктор и его коллеги послали своих наблюдателей в места скопления таких семей (рестораны фаст-фуда). Отслеживались семьи с двумя родителями и не менее чем двумя детьми. Всего было отслежено 55 таких совместных приемов пищи.

Полученные результаты показали, насколько же родители были погружены в свои смартфоны.

Один малыш, отчаявшись, протянулся через весь стол, чтобы руками оторвать маму от планшета – без толку! Другая мамаша просто пнула под столом своего сына, когда тот в очередной раз пытался привлечь ее внимание. Третий, папаша, грубо отчитал своих отпрысков, когда те попросили его отложить свой девайс.

Разные родители, разные реакции, но всегда – негатив по отношению к своим детям.

И всегда почти полное отсутствие коммуникаций между людьми за столом.

Такое поведение – сканирование ленты ВКонтакте, просмотр почты, чтение RSS-ридера – может заставить ваших детей почувствовать, что они не являются важной частью вашей жизни. Они менее важны, чем какая-то железка!

Исследователи надеются, что эта их работа станет будильником, который разбудит многих родителей, которые ведут себя неправильно.

Заведите для себя специальные правила. Уберите свои смартфоны на время, когда вы кушаете вместе с ребенком, когда вы укладываете его спать или когда идете с ним в парк развлечений.

Общайтесь со своими детьми – это поможет им в будущем легко общаться с окружающими. Ведь вы – родитель, а значит ролевая модель для вашего ребенка.

Посмотрите на современных детей. Многие стеснительны, не могут начать беседу, не понимают простых правил человеческого общения. А что тогда станет с детьми поколения смартфонов?

Сидите с ребенком?

Отложите телефон!



Источник


@темы: общение с ребенком, еда, до 1 года, 6-7 лет, 4-6 лет, 3-4 года, 2-3 года, 1-2 года

12:32 

"Пусть он немного поплачет": о приучении ребенка к самостоятельному засыпанию

Не так уж и редко консультантам случается слышать: "А мне посоветовали отучать ребенка засыпать только с мамой - просто не подходить к нему ночью, и всё. И действительно, пару ночей поплакал, зато теперь спит как ангел, вся семья счастлива!" Да только все ли счастливы в этой ситуации?..

Вот интересная информация для «строгих, но справедливых» противников убаюкивания малыша у мамы: в 2011 году было проведено исследование под серьезным научным названием «Асинхронность гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси активности матери и младенца после прекращения ответа на плач младенца в период перехода ко сну» (Wendy Middlemiss, Douglas A.Granger, Wendy A. Goldberg, Laura Nathans, 2011). Зачем спорить, засыпает ли малыш счастливым сном или молча отключается, испытывая при этом горечь и тревогу? Это можно точно установить экспериментальным путем. Ведь мы живем в такое время, когда приборы способны измерить все, что угодно, даже степень сочувствия и взаимопонимания.

Итак, в эксперименте участвовали 25 малышей, мальчики и девочки в возрасте до 10 месяцев. В течение пяти дней мамы учили их засыпать, следуя известному  рецепту. На строгом научном языке все это безобразие называлось «Связь материнского и младенческого поведения с сигналами младенца в период обучения самостоятельному засыпанию». У мам и детей при этом брали на анализ слюну и определяли, как изменяется уровень гормона стресса кортизола.

В первый день эксперимента уровни кортизола в момент беспокойства при засыпании были «положительно связаны». Проще говоря, когда ребенок начинал плакать, уровень кортизола повышался и у него, и у матери. Как только малыш успокаивался, засыпал, уровень кортизола снижался у обоих.

На второй день, когда ребенок начинал плакать, а мама к нему не подходила, то уровни гормонов стресса были по-прежнему «положительно связаны».

А вот на третий день эксперимента ученые зарегистрировали «физиологический и поведенческий диссонанс» у деток. Уровень гормонов стресса по-прежнему повышался и долго держался на стабильно высоком уровне, но дети уже не плакали. У мам повышения уровня кортизола с этого дня больше не отмечалось.

Ученые пришли к выводу, что диссонанс между физиологической и поведенческой реакцией ребенка приводит к диссонансу гормонального ответа матери. Сейчас в научной среде обсуждается, насколько вообще безобидно такое нарушение детерминанты материнской и детской физиологической синхронности в раннем детстве.

Оказывается, мамы, которые советовали подругам проверенный способ дать поплакать, чтобы потом ребенок спокойно засыпал, обманывали и самих себя и окружающих! Да, правда, что когда родители приучают ребенка, что никто не будет всерьез воспринимать его «капризы», то в конце концов ребенок перестает плакать один в кроватке. Правда и то, что с точки зрения матери он «отлично сам засыпает», она ведь перестает чувствовать, как ему плохо на самом деле. Но неправда, что это безобидно и даже хорошо для ребенка, чьи гормоны стресса остаются повышенными (гормоны стресса способны повреждать  мозг). И еще получается, что на самом деле мать не ребенка тренирует, а искусственно блокирует у себя нормальную врожденную физиологическую реакцию.

...но что же происходит при этом с ребенком? Немного подробнее рассказал об этом испанский педиатр Карлос Гонсалес в своей книге "Целуйте меня! как воспитывать детей с любовью".

В 1950 году по просьбе Организации Объединенных Наций Джон Боулби начал собирать материалы для доклада о нуждах детей-сирот. В результате этой работы на свет появилась книга, в которой описывается воздействие на детей разлучения с родителями. Материалом для книги стали в основном наблюдения за детьми, попавшими в больницу, и за теми детьми, кого разлучили с родителями и эвакуировали в сельскую местность, спасая от бомбежек Лондона во время Второй мировой войны.

Среди часто проявлявшихся краткосрочных эффектов разлучения были следующие...

- Дети становились очень требовательными к матери или тем, кто за ними присматривал, постоянно требовали к себе внимания, настаивали, чтобы все исполняли так, как они хотели, и испытывали страшные приступы ревности и вспышки раздражения.

- С любым из находившимся рядом взрослых дети завязывали максимально формальные, хотя и внешне благополучные отношения.

- Дети впадали в апатию, теряли интерес к происходящему, предавались ритмичным действиям типа раскачивания взад-вперед, иногда намеренно бились головой.

Как утверждает доктор Фербер (большой сторонник приучения детей засыпать самостоятельно, оставляя их плакать сначала на одну минуту, потом на три, потом на пять; то, что во всем мире называется "методом Фербера", а в Испании известно как "метод Эстивиля";), в некоторых случаях подобные ритмические действия и удары головой - это нормально:

Многие дети совершают повторяющиеся, ритмические действия перед сном, либо когда просыпаются среди ночи, либо по утрам. Они раскачиваются, стоя на четвереньках, качают головой из стороны в стороны, бьются головой о подушки или матрас. По ночам такое поведение может продолжаться, пока ребенок не уснет, а по утрам - до полного пробуждения. <...> Если ребенок начинает совершать подобные ритмические действия в возрасте до полутора лет и по большей части прекращает их к трем или четырем годам, обычно это не указывает на наличие психологических проблем. Чаще всего дети с таким поведением - счастливые и здоровые малыши без заметных проблем или существенных сложностей в семье.

Поразительно, к каким двойным стандартам прибегают педиатры в оценке того, что является нормальным поведением, а что - нет, - заключает Карлос Гонсалес.

Итак, мы видим, что ребенок, которого "всего лишь" оставляют проплакаться, демонстрирует те же самые признаки, что и ребенок, попавший в бомбежку и оставшийся сиротой без родителей! Но защитники метода "поплачет и перестанет" предлагают нам верить, что это нормально и что малыш при этом здоров и счастлив... Это не так - ни с моральной точки зрения, ни с точки зрения доказательной медицины, бесстрастно фиксирующей у детей признаки тяжелого стресса при внешнем отсутствии реакции. Вспомните об этом, когда вам предложат оставить ребенка "немного поплакать, чтобы потом все было хорошо".

Татьяна Кондрашова, Ирина Рюхова, "Новый уровень".



Источник


@темы: до 1 года, сон

10:35 

О стадиях развития семьи

Статья не только о детях, но о них тут много очень ценного. Я полагаю, даже ключевого.

В этой статье я поделюсь с вами описанием жизненного цикла семьи, или, иначе говоря, стадий развития семьи, которое дает в «Кратком лекционном курсе введения в системную семейную психотерапию» Анна Яковлевна Варга, весьма известный человек в постсоветской семейной психотерапии.
А перед тем, как приступить к чтению, надо, наверное, узнать о том, что отличающихся друг от друга описаний развития взаимоотношений в семье может быть много: как минимум столько, сколько существует направлений в психотерапии семьи. А так как такая сфера жизни, как семья, исключительно важна — едва ли не каждая психотерапевтическая школа внесла, и продолжает вносить свой вклад в развитие семейного консультирования и терапии.
Но именно системная семейная психотерапия заслуживает наибольшего интереса, на мой взгляд, потому что она основана на наиболее современных на данный момент научных идеях. Это во-первых. А во-вторых, потому что в рамках именно системной семейной психотерапии работает наибольшее количество семейных психотерапевтов в мире: Борис Дмитриевич Карвасарский отмечает в «Психотерапевтической энциклопедии» о том, что «Как показал состав участников 2-ой международной конференции (Краков, 1990), 3-го (Юваскюля, 1991) и 6-го (Иерусалим, 1992) международных конгрессов по семейной психотерапии, представителей психодинамического направления (имеется в виду психоанализ и его современные разновидности) было 25 %, а сторонников системной семейной психотерапии — около 60 % от общего числа участников». Остальные участники форумов исповедовали так называемый эклектический подход, говоря иначе, работали, как им придет в голову.

А теперь — читайте текст лекции Анны Яковлевны Варги.

Первая стадия жизненного цикла [...] семьи — это стадия монады: одинокий, финансово самостоятельный молодой человек, живущий [...] сам по себе, вырабатывающий некий опыт самостоятельной жизни, реализующий правила, усвоенные им в родительской семье, к которым он может как-то отнестись, слегка от них отстраниться, проверить их на практике. Это — очень важная стадия как для индивидуального психологического развития, так и для развития будущей семьи.


Далее молодой человек начинает встречаться с девушкой и вступает с ней в брак (или девушка встречается с молодым человеком и вступает с ним в брак).

Вторая стадия называется стадией диады. Это — первый кризис, когда люди начинают жить вместе и должны договориться о том, по каким правилам это будет происходить. Есть правила, которые можно выработать легко, а есть правила, которые выработать трудно: во-первых, потому что они плохо осознаются, а во-вторых, потому что они непосредственно привязаны к самооценке.

Правила, о которых разговаривать просто, — это внешние правила жизни. Например, кто из членов семьи планирует отдых, кто моет посуду, кто покупает, кто деньги зарабатывает. Если люди по своему опыту жизни в родительских семьях не сильно отличаются, то им о таких внешних правилах договориться довольно просто.

Но в семейной жизни есть и такие существенные вещи, по поводу которых договариваться труднее. Например, правила сексуального поведения. Приведу банальный случай: девушка выросла в такой семье, где мама встречала папу на каблуках и накрашенная, и девушка знает, что это нормальное поведение, и что не надо ходить дома в халате, тапках и оскорблять взор супруга своей неприбранностью; хочешь мужа порадовать — намажь лицо, и все будет отлично. А молодой человек вырос в другой семье. На каблуках и накрашенная — это была его первая учительница, которую он ненавидел лютой ненавистью. А дома у него мама была мягкая такая, в халате ходила, в тапках, и ему очень хорошо было. И вот жена ждет мужа с работы на каблуках, думает, что сейчас они отлично время проведут вместе. А он, увидев ее, спрашивает: «Мы что, идем в гости?». Она думает: «Не хочет меня. Может быть, уже разлюбил? Положим на заметку, пойдем в гости». Потом она болеет и ходит в халате и тапках, не нравится себе ужасно, плохо себя чувствует. А муж думает: «Наконец-то жена дома» — и начинает к ней приставать. — «Вот скотина, я болею, а он…».

Такие вещи очень трудно обсуждать, так как люди не понимают, какие ключевые раздражители запускают их поведение. Представляете внутреннюю логику такого молодого человека? «Я прихожу домой, думаю, что сейчас отлично проведем время с женой, а она уже собралась куда-то на выход, только я думаю — она уже дома и моя, а она не дает. Не любит?».

Возникает некое напряжение, которое трудно обсуждать, поскольку непонятно, про что это. Все очень смутно. Выстроить такую четкую линию, кто что делает и когда, кто что чувствует и когда (когда каблуки и когда тапки), — это дело непростое. У людей это происходит на уровне самочувствия какого-то, а вовсе не формулируется в словах. А если бы это можно было вывести на уровень речи и обсудить, то понятно было бы, что данный вопрос можно решить очень просто, как и вопрос о том, идем ли мы сегодня в гости или делаем что-то другое.

Часто эти правила культурно обусловлены. Здесь находится точка, где семейная микросистема смыкается с макросистемой большого социума, в который включена семья. Скажем, какие-то конфликты по типу мужских и женских дел в современной Америке практически не встречаются, а у нас — бывают часто. Помните анекдот: беременный мужчина приходит к врачу, тот говорит: «Боже мой! Как это с вами случилось?», а мужчина объясняет: «Все началось с мытья посуды». Нам смешно, людям другой культуры — не смешно, так как они не понимают, о чем идет речь.

Культурные ожидания очень много значат для внутренней семейной жизни. Не говоря уже о правилах родительских семей, которые люди тащат просто килограммами в свою собственную семью.

Далее. Предположим, эта молодая семья не развелась и выяснила все про тапки и каблуки, и все остальное тоже выяснили, и они тогда рожают ребеночка. Или, допустим, они ничего не выяснили, но закон гомеостаза сработал, и они рожают ребеночка, чтобы не развестись. Так или иначе, наступает третья стадия жизненного цикла — триада. Опять время кризиса. Они думали, что все будет лучше, а стало все хуже. Сразу меняются структура семьи и межличностные дистанции.

Во-первых, это структурный кризис семьи. Часто у людей возникает ощущение, что они стали дальше; часто мужчина говорит, что он чувствует себя одиноким, заброшенным, неприсмотренным, потому что женщина занимается либо своей беременностью, либо своим ребенком. Здесь — пик супружеских измен.

Во-вторых, надо опять передоговариваться, потому что должны измениться функции и обязанности людей. При этом закон гомеостаза все равно работает. Ребенок может быть запланированным и желанным, но при этом не удается решить, куда поставить детскую кроватку. Долго не удается решить, даже если места много… Тем не менее, ребенок появляется, и место для него находится. Возникают следующие вопросы: кто за что отвечает в процессе выращивания и воспитания ребеночка, кто, как, кому помогает. Вплоть до решения вопроса, кто к нему ночью встает? И так далее, и так далее.

Допустим, это функциональная семья, и они всё решили, и ребенок у них растет. Кризис пройден. Более или менее. Появляется второй ребенок. Начинаются новые проблемы.

Это будет настоящая драма.

Новорожденный ребенок выталкивает старшего из уютного домика родительской любви. В этот момент начинается ревность и соперничество детей. Это новая проблема, с которой надо справиться, не говоря уже обо всех предыдущих, которые воспроизводятся на этой стадии. Опять надо решить, что кому, что когда, кто какие функции на себя берет. В то же время вся семейная ситуация может быть другой: родители находятся в другом возрасте, у них другое состояние здоровья, другие материнские и отцовские чувства. Новый ребенок — это новый характер, новая личность, новые требования.

Есть многочисленные наблюдения за тем, как влияет порядок рождения детей на их положение в семье. В разных культурах порядок рождения влияет на ролевое поведение по-разному. Во многих западных книжках вы прочтете, что старший ребенок — это ответственный, активный, «обродителенный» ребенок. Понятно, что это связано с законом о майорате, который был принят довольно рано в западных странах, когда все наследство переходило к старшему ребенку. Там же вы прочтете, что младшие дети — активные, авантюристы; так как денег у них не было, они отправились в Америку и колонизировали ее. В тех странах, где закон о майорате был принят позже или не был принят вообще, такого характерологического разделения нет. В России, например, закон о майорате был принят чуть ли не в XVII веке, если я не ошибаюсь, и тотального, повсеместного влияния не имел. Но тем не менее есть некоторые особенности; например, считается, что старшие дети должны заботиться о младших, а младшие должны слушаться старших. В маргинальных культурах старшие должны заботиться о младших, а младшие слушаться не должны.

Следовательно, старший ребенок оказывается в заведомо невыгодном положении, поскольку эта самая иерархия не достроена, она противоречива. Поэтому форма соперничества детей в российских семьях приобретает драматические черты, часто совершенно уродливые, потому что социального правила на этот счет практически нет и каждая семья должна изобретать свое.

Считается, что средний ребенок находится в наиболее комфортном положении. Он более социально грамотный, потому что он умеет быть младшим по отношению к старшему ребенку и старшим по отношению к младшему. И поэтому в своем собственном браке, когда он состоится, этот средний ребенок будет наиболее гибким и социально компетентным. Известны такие наблюдения, которые верны по отношению к западному обществу и не очень верны, по моим наблюдениям, здесь.

Старший брат женится на младшей сестре (пол здесь не имеет принципиального значения), получается так называемый комплементарный брак. Старший ребенок в семье, вступающий в брак с младшим ребенком из другой семьи, называется комплементарным, и предполагается, что там будет меньше проблем, поскольку у них обоих уже есть некие ролевые навыки. Старший умеет заботиться и командовать, младший — принимать заботу и подчиняться.

Если же брак создается, например, между двумя младшими детьми или между двумя старшими детьми, то такой брак уже не будет комплементарным, поскольку там весьма вероятен ролевой конфликт. Младшие дети хотят заботы и не умеют ее оказывать, старшие дети хотят быть одновременно двумя «начальниками», никто почему-то не хочет быть «дураком». А вот средний ребенок выживает в любой ситуации. У меня на этот счет нет статистики здесь, но статистика и там становится все более другой, так как браков становится все меньше и меньше в определенных слоях. Там, где в семьях растут единственные дети, снижается количество браков, а количество одиноких людей, живущих всю жизнь вне брака, растет.

На пятой стадии жизненного цикла семьи дети выходят во внешний мир.

Как проверить семью на эффективность воспитания ею детей и правил, которые они получают? Если ребенок, как семейный агент, выходит во внешний мир, например, идет в школу и справляется со всеми школьными требованиями, семья функциональна. Если ребенок не справляется с этими требованиями, значит, семья дисфункциональна.

Функциональная семья — это та семья, которая справляется с поставленными перед ней внешними и внутренними задачами. Дисфункциональная семья, соответственно, — это та семья, которая с этими задачами не справляется. Никаких других понятий нормы и патологии в системном подходе не существует. Каждая семья может оказаться дисфункциональной в какой-то момент своей жизни. [...]

Считается, что выход ребенка в школу — кризисный момент для семьи, поскольку семья на этой точке своего развития может оказаться дисфункциональной. Это особенно верно для гиперсоциализирующих семей, которые почти не имеют своих внутренних правил, а присваивают себе социальные правила. И тогда ребенок, который не справляется с какими-то внешними требованиями, например школьными, оказывается для семьи человеком, который всю эту семью «позорит» или не выполняет свою функцию по отношению к этой семье как человек, который должен ее куда-то продвинуть. Ожидания, что ребенок может семью куда-то продвинуть или что ребенок может эту семью опозорить — это ожидания недифференцированных семей, где отдельный человек не есть на самом деле отдельный человек, а есть только представитель чего-то другого, большего, общего. И тогда, конечно, к нему обращены добавочные ожидания: предполагается, что он должен быть не только здоров и счастлив, но и делать многое другое для блага своей семьи в понимании ее старших членов.

Разберем пример. Допустим, у ребенка есть какие-то проблемы в школе, а они часто бывают в начале обучения, потому что первый класс — сильный стресс для ребенка, особенно если его образ жизни до школы был щадящим.

Если ребенок вообще не был ни в каком детском учреждении до школы, а потом оказался в обычном классе, где 30 детей и учителя зовут детей по фамилиям, то для ребенка такая ситуация очень трудна. В этом случае он может не справиться с требованием семьи быть успешным. Неуспешный ребенок не получает в семье поддержки и помощи, потому что там нет внутренних правил, все семейные правила присоединены к социальным. В такой семье учитель всегда прав, взрослого нельзя критиковать, получил двойку — сам виноват и так далее, и так далее.И дальше — только хуже, потому что в таком случае у ребенка нет возможности преодолеть свои трудности. Взрослые не помогают ему, не дают эмоциональной поддержки, не вселяют веру в свои силы, а только увеличивают груз неуспеха. Цена этому — конец познавательной деятельности вообще.

Шестая стадия драматична в любой культуре, потому что здесь требования гомеостаза расходятся с требованиями индивидуального психического развития очень резко. Что происходит? Ребенок в подростковом возрасте должен решить свой кризис идентичности. Для этого он должен ответить на разные вопросы: «Кто я? Куда иду? Зачем?!» Ответ: «Я, [если я только] сын или дочь своих родителей, недостаточен для требований реальности». Быть ребенком своих родителей недостаточно для того, чтобы эффективно приспособиться к быстроменяющимся условиям. Надо быть кем-то еще. Узнать, найти какие-то новые модели жизни ребенок может, только уйдя за пределы семьи. Он может легко это сделать, если в семье надежный тыл. Тогда требование безопасности соблюдается: он идет — рискует — реанимируется в семье, семья дает ему эти возможности. Это функциональная модель. Если семья не дает возможности реанимации, тогда риск ребенка возрастает. Семье, особенно семье дисфункциональной, трудно создать ребенку надежный тыл, потому что за время жизни ребенок стал выполнять определенные функции в семье. Например, он стал медиатором между своими конфликтующими родителями. Или он стал маминым «дружочком» или папиной «подружкой» — он уже занял какую-то функциональную нишу. Если он уходит из семьи, его функции провисают. И тогда семейный гомеостаз начинает трещать, и родители начинают категорически возражать против того, чтобы ребенок отдалялся от семьи, потому что им нужно, чтобы он свои функции выполнял так, как он выполнял их раньше.

Родителям никакие друзья этого ребенка не нравятся, внешняя среда кажется опасной, детские занятия дискредитируются, опасности для здоровья и жизни преувеличиваются. Нередко ребенку внушается его общая жизненная несостоятельность.

Способы привязывания детей многочисленны. Всегда можно сказать: «Ты никому не нужна, кроме меня, никто тебя любить не будет так, как я, потому что у тебя жуткий характер», или еще что-нибудь в этом роде.

Подтекст всех таких сообщений ребенку: «Ты не сможешь выжить вдали от своей семьи».

Часто прохождение шестой стадии жизненного цикла семьи затрудняется совпадением по времени кризиса подросткового возраста ребенка с кризисом среднего возраста родителей. Родители к этому моменту достигли такого возраста, когда они должны подводить какие-то промежуточные итоги. Они должны ответить себе на вопрос о том, почему они живут друг с другом, сложилась ли их жизнь так, как они этого хотели, занимаются ли они тем, что доставляет им какую-то радость или интерес, добились ли они социального успеха и высокого качества жизни. И если этого нет, то они должны объяснить себе, почему. Иногда очень удобно объяснить это нарушением в поведении ребенка. Я не могла сделать карьеру, потому что у меня всегда был трудный ребенок, или больной, или плохо учился, или был неуправляемым. Или я не могу сейчас заниматься тем, чем мне хочется, не потому, что я не справлюсь, а потому, что у меня ребенок в трудном возрасте. И тогда нарушения в поведении ребенка становятся условно выгодными. Ребенок получает сигналы от родителей, подкрепляющие нарушения в его поведении.

Сразу скажу вам, что любой симптом в системе условно выгоден. Он всегда работает на гомеостаз и всегда подкрепляется, хотя люди этого совершенно не хотят.

Если люди проходят через этот кризис, то происходит сепарация ребенка от семьи.

Различают два уровня изменений в системе: изменения первого порядка и второго порядка. Изменения первого порядка — это структурные изменения. Семья может разъехаться, кто-то может умереть, может произойти развод — любое изменение, связанное с физическим присутствием, с географией. Все это — изменения первого порядка, изменение структуры. Это не значит, что произойдет перестройка отношений. Люди могут не жить вместе, но злятся друг на друга так же сильно, как в момент реального конфликта, годами. И вам могут с гордостью рассказывать, что 5 лет не разговаривают с кем-то из членов семьи. Эмоционально незавершенные разводы могут длиться десятками лет. Развод произошел, но никакого общения между бывшими супругами быть не может. Это часто находит понимание у окружающих, поскольку считается, что такое поведение вызвано чувствительностью, является проявлением непрожитого горя. Например, вы не можете позвать бывших супругов в один дом, потому что все говорят, как им тяжело встречаться друг с другом.

С системной точки, зрения — это незавершенный развод. Не произошло изменений второго порядка — не изменились взаимоотношения. Хорошо, правильно, функционально — когда происходят изменения второго порядка. То есть когда меняются отношения людей вместе с изменением структуры. Удачная семейная терапия бывает тогда, когда происходят изменения второго порядка.

Если эта, шестая, стадия пройдена удачно, то происходит сепарация детей от родителей на уровне изменений второго порядка: у них меняются взаимоотношения. Они могут оставаться в близких отношениях, родственных отношениях, любить друг друга всю жизнь, но это — не отношения маленького ребенка с родителями (при этом неважно, кто на самом деле ребенок, а кто — родитель, часто происходит инверсия), это отношения двух взрослых людей без эмоциональной зависимости. Если этого не происходит, тогда сепарация — частичная, неполная. В соответствии с теорией дифференциации возникает дисфункция — по вертикали и, полная сепарация, по горизонтали в момент заключения брака. Если не произошла сепарация с родителями, значит, она будет происходить в собственных браках. Опять же, заметьте, никто этого не хочет: никто не стремится выйти замуж для того, чтобы развестись, или жениться для того, чтобы развестись. Законы системы — тотальны, люди им подчиняются, но вы не пугайтесь, потому что, кроме дисфункциональных семей, есть еще и функциональные, и их много. Просто мы ведем речь о дисфункциональных семьях.

Допустим, дети женились, живут отдельно, встречаются с родителями, родительская жизнь не развалилась, когда родители остались вдвоем. Наступает следующий этап — симметричный второму этапу: пожилые родители вдвоем. Часто это называется в литературе синдромом опустевшего гнезда. (Когда им надо подменять чем-то не нужные больше родительские функции.) В наших семьях это часто подменяется внуками, а в семьях других культур — путешествиями и разными другими делами.
Время идет, один из супругов умирает, и жизненный цикл семьи завершается. Наступает стадия монады, только на другом возрастном уровне — конец семьи.

Источник


@темы: 1-2 года, 2-3 года, 3-4 года, 4-6 лет, 6-7 лет, два/три ребенка, до 1 года, подростки, предпубертат, психология, семья

09:58 

Для меня польза беби-йоги очевидна!

Отзыв Марии о занятиях беби-йогой. Моему сыну 8 месяцев. Почти с самого его рождения мы занимаемся «совместной» йогой или беби – йогой. Все спрашивают: «Как ребенок реагирует на занятия?» Когда мы собирались заниматься, для меня тоже было страшно, и я мучилась кучей вопросов: «А как же это возможно? А как его кормить? И вообще, что ждать от этого маленького человечка, который кроме родителей никого не подпускает к себе?»  Но мне нравится ставить перед собой сложные задачи и решать их. Это делает нашу жизнь интересней. Все удивляются, когда я отвечаю: «Прекрасно!»

baby-yoga-v-tuleКаждому нравится, когда ему уделяют внимание, а особенно любимый человек. Все занятие беби-йогой построено на упражнениях с потешками и прибаутками. Ребенок это воспринимает как игру. А мы даем ему новые ключи для познания этого прекрасного мира. Помимо несложных, но важных физических упражнений детки получают общение со своими сверстниками. Даже таким маленьким это, оказывается, необходимо.



Первые месяцы мы занимались с нашим первым инструктором Татьяной Поповой и получали безмерное удовольствие. Но пришло время расставаться и переходить в старшую группу к другому инструктору. И снова я стала задавать себе те же вопросы: «А как?» После первого занятия я успокоилась. Ребенок не отрывал взгляд от постоянно выдающей всякие интересности Нади. Она то показывала зайчика, то ежика, то пела песенки про паучков.

Современный мир своим бешенным ритмом требует от нас мобильности, больших знаний и дает бесконечные комбинации выбора. Молодой маме порой сложно сориентироваться и выбрать себе методику воспитания ребенка. Его гармоничного физического и интеллектуального развития. На занятиях Надежда помогает сориентироваться, куда идти.

Вовлеченные в быт с маленьким ребенком, кажется, что время утекает сквозь пальцы и чтобы найти время на себя и сходить в фитнес зал или в бассейн даже не может быть и речи. Возникают вопросы: «На кого я оставлю ребенка? Где найти грамотного тренера, чтоб не перетренироваться и не пропало молоко?» На занятиях беби- йоги мы получаем практику мягкого восстановления, что немаловажно. Например, я, 10 лет дружившая с профессиональным спортом, с удивлением обнаружила для себя, что не могу наклониться без дискомфорта.

Материнство – это не героизм, а новая страница в нашей жизни, которая приносит только радость. И, выполняя очередную асану или цикл дыхания, с внутренним восторгом смотришь, как ваш ребенок вот уже пробует ползти, глядя на старших; вот уже ползет; вот уже пробует играть…

Мария и Пётр.
Эта и другие статьи о беби-йоге есть здесь.




@темы: до 1 года, здоровье, общение с ребенком, развитие, физическое развитие

13:55 

Checklist родителям дошкольников. Не забыть сделать для ребенка и вместе с ребенком

1. Пускать солнечные зайчики.
2. Наблюдать как прорастают семена.
3. Вместе скатиться с высокой ледяной горы.
4. Принести с мороза и поставить в воду ветку.
5. Вырезать челюсти из апельсиновых корок.
6. Смотреть на звезды.
7. Заштриховывать монетки и листья, спрятанные под бумагой.
8. Трясти карандаш, чтобы казалось, что он стал гибким.
9. Дырявить льдинки под струей воды.
10. Приготовить жженый сахар в ложке.
11. Вырезать гирлянды бумажных человечков.
12. Показывать театр теней.
13. Пускать блинчики на воде.
14. Рисовать мультфильм на полях тетради.
15. Устроить жилище в коробке от холодильника.
16. Плести венки.
17. Делать извержение вулкана из лимонной кислоты и соды.
18. Показать фокус с наэлектризованными бумажными фигурками.
19. Писать под копирку.
20. Сделать брызгалки из бутылок и устроить сражение.
21. Слушать пение птиц.
22. Пускать щепки по течению, рыть каналы и делать запруды.
23. Построить шалаш.
24. Трясти ветку дерева, когда ребенок стоит под ней и устраивать листопад (снегопад, дождик).
25. Наблюдать восход и закат.
26. Любоваться лунной дорожкой.
27. Смотреть на облака и придумывать, на что они похожи.
28. Сделать флюгер и ловушку для ветра.
29. Светить в темноте фонариком.
30. Делать осьминогов из одуванчиков и куколок из шиповника.
31. Сходить на рыбалку.
32. Оставлять отпечатки тела на снегу.
33. Кормить птиц.
34. Делать секретики.
35. Строить дом из мебели.
36. Сидеть у костра. Жарить хлеб на прутике.
37. Запускать воздушного змея.
38. Крутить ребенка за руки.
39. Построить замок из песка. Закапываться в песок. Вырыть глубокий колодец, чтобы достать до воды.
40. Сидеть в темноте, при свечах.
41. Делать чертиков из намыленных волос.
42. Дуть в пустую бутылку.
43. Повторять одно слово много раз, чтобы оно превратилось в другое.
44. Издавать победный крик каманчей.
45. Удивляться своей гигантской тени и играть с тенями в догонялки.
46. Прыгнуть в центр лужи.
47. Делать записи молоком.
48. Устроить бурю в стакане воды.
49. Закопать сокровище в тарелке с кашей.
50. Объясняться знаками.
51. Сделать носики из крылаток клена, ордена из репейника, сережки из черешен.
52. Дуть на пушинку.
53. Оставить травинку в муравейнике и потом попробовать муравьиную кислоту.
54. Есть заячью капусту, сосать смолу, слизывать березовый сок и кленовый сироп, жевать травинки.
55. Выдавливать формочками печенье.
56. Нанизывать ягоды на травинку.
57. Играть в циклопов.
58. Петь хором.
59. Починить любимую игрушку.
60. Пускать мыльные пузыри.
61. Наряжать елку.
62. Свистеть через стручок акации.
63. Смастерить кукольный домик.
64. Залезть на дерево.
65. Играть в привидений.
66. Придумывать маскарадные костюмы и наряжаться.
67. Говорить о мечтах.
68. Стучать в самодельный барабан.
69. Выпустить в небо воздушный шар.
70. Организовать детский праздник.
71. Смотреть на мир через цветные стеклышки.
72. Рисовать на запотевшем стекле.
73. Прыгать в кучи осенней листвы.
74. Начать обед с десерта.
75. Надеть на ребенка свою одежду.

Источник


@темы: 1-2 года, 2-3 года, 3-4 года, 4-6 лет, 6-7 лет, активный отдых, до 1 года, игры и игрушки, творчество

16:57 

Высаживание. Подсказки, основанные на практике мамы троих детей

Я не знаю почему для высаживания используют специальное слово, когда надо бы наоборот - называть как-то иначе тот процесс, когда ребенка приучают ходить под себя не испытывая дискомфорта. Я не могу ответить на вопрос "почему вы высаживаете" как не могу ответить на вопрос "почему вам хочется чтобы ваши дети были здоровыми, счастливыми" и т.д. Мне кажется это естественным. Хотя, если говорить об аргументации, то больше всего меня впечатлило не то, что дети находятся в теплом компрессе из мочи и кала на самые кровеснабжаемые органы эндокринной системы, не то, что они получают в добавок из состава подгузников и даже не то, что одноразовый мусор отнимает пространство для жизни у людей. Аня Вокина как-то писала о женщине, которая занимается реабилитацией детей с отставанием в развитии. И первое, что они делали для поступивших детей - снимали подгузники. Потому что установление причинно следственных связей - главная задача интеллекта. А причинно следственные связи собственного организма - жизненно важный тренажер для обучения. Мы ко взрослому возрасту вырастаем просто непроходимыми тупицами, не научившись слышать что говорит организм и нам приходится заново развивать это чувство, учиться рожать, учиться кормить, танцевать, любить. Почему бы не дать детям возможность не тратить силы на постройку того базиса, которому место и время в детстве? Не забивать ту интуицию, которая дает возможность чувствовать что поесть, чтобы выздороветь и от чего отказаться, чтобы не заболеть.
Почему это кажется сложным - потому что нет готового алгоритма, о котором я в прошлом посте писала.

Главное, что алгоритм будет свой и он будет динамичным. Потому что в зависимости от возраста помощь ребенку в управлении и понимании тела будет разной. Сейчас я расскажу очевидные вещи о организации процесса, там будут уже тазики, подумайте надо ли оно вам читать дальше.


Я исхожу из того, что все знают о существовании книги Ингрид Бауэр и сообществе [info]golopopy, поэтому про сигналы, удобные позы для высаживания и т.д. я не пишу.

1. Я всегда обращаю внимание на слова, поэтому мне кажется важным, чтобы в семье называли этот процесс без негативного смыслового подтекста. Ребенок лет до 18ти не может "уписаться", он может ошибочно сделать это не туда или это родители могу не оказать вовремя помощь ребенку. Смайлики нужно ставить или понятно, что я не собираюсь вызывать чувство вины, а утрирую?

2. Процесс "промахов" не должен сказываться на психическом состоянии членов семьи негативно радикальным образом. Т.е. если у вас белый длинноворсый ковер, белая велюровая мебель и вы запрещаете ребенку рисовать красками и пользоваться пластилином, то это говорит только о том, что помещение не приспособлено для нахождения в нем ребенка. Это холостяцкий домик. Материалы жилища должны соответствовать его функциональному назначению. В кухне должна быть вытяжка, в ванной вода, в туалете унитаз, а в помещении где живут маленькие дети должна быть возможность не падать в обморок если ребенок заиграется и промахнется.

3. За "промахи" нельзя наказывать. Наказанием является недовольная интонация и слова "ай-ай-ай".

4. Хорошо бы понимать, что ребенок писает не раствором серной кислоты, и от попадания на одежду или на тело достаточно простой воды. Зря смеетесь, я видела как дергает людей от попадания на кожу своего молока, а про мочу ребенка не удивляюсь уже давно.

5. Помогает верить, что ребенок - не сорванный пожарный кран,и количество жидкости в его организме измеримо и невелико, в общем-то. Т.е. больше 20ти раз в сутки - это редкость, так что не так уж и много помощи от нас требуется.

А теперь наконец-то об организации.
1. Территория. Удобно это делать в раковину. Но процесс организован хорошо. когда на него не тратятся доп усилия. Поэтому альтернатива раковине должна быть в популярных местах. Какие это места - нужно определить. Как определить - есть несколько вариантов. Заметить где чаще всего возникают промахи, значит там поставить тазик, расстелить пеленку. Часто слышу про то, что мама зависает возле компьютера и не видит ерзающего ребенка. намекающего на помощь. Поставьте тазик возе компьютера, чтобы не вставать. Слово "зависает" без негативного окрашивания, я понимаю, что многие работают удаленно, просто именно от компьютера тяжело переключить внимание на волну ребенка. Главная мысль какая - "тазиков" может быть много.
У нас зоны "оказания помощи" распределились в местах удобного релакса :) Т.е. чтобы ребенок мог сосредоточиться на процессе, я предлагаю ему что-то созерцательно-релаксирующее. Это либо журчащая вода, либо аквариум с рыбами, либо у нас еще на подоконника стоит конструктор с нежно гремящими по желобкам шариками. Я даже вот фото с тазиком покажу. Это помогает в те моменты, когда понимаешь. что помощь уже вот-вот понадобится, а ребенок увлечен чем-то интересным. Эти все отвлекалки помогают внимание и сосредоточиться на процессе.

Антураж на подоконнике меняется - то ваза с цветами, то конструктор, а вечером горящая свечка. Это НАШ алгоритм, что будет у вас - я не знаю, может быть ребенок будет принимать помощь и просто уткнувшись в белую стену, это кому как. Главное, чтобы эти места были удобны в доступе. Ночью у нас тазик под кроватью.


2. Одежда ребенка. Удобно организовать процесс, если одежда ребенка отвечает требованиям ребенка без подгузника. Если нужно сначала расстегнуть пуговицу, потом развязать завязку, то это уже неудобно и лишний раз не хочется этого делать (завязывая и застегивая в обратном порядке). Почему это важно - потому что "холостых" предложений помощи с нашей стороны ребенку будет тоже много. И если не сделать этот процесс быстрым и удобным, захочется реагировать только когда требование абсолютно однозначно. Заведомо проигрышный путь.
У нас нет ни одного цельного комплекта одежды. Все раздельное - верх и низ. Комбезы с замками поперек спины. Удобно быстро снять чтобы предложить помощь, удобно быстро сменить только часть одежды. у нас штанишек много - больше 15ти, при всей моей любви к минимализму и 4х кофточках. Т.е. я рассчитываю на то. что вдруг будут магнитные бури и промахами окажется каждый из разов. Или что выключат воду и стирать не будет возможности несколько дней.
Намотки многоразовых подгузников - это неудобно. Многоразовые трусики с веревками - неудобно. Одежду нужно снять и надеть в сохранившемся виде без сложностей.

3. Одежда мамы. Вот не секрет же, да, что мама с ребенком до полугода проводит дома довольно много времени? Почему тогда одежды для дома все так же мало, как у офисного сотрудника, который приходит домой только ночевать? Промахи перестанут быть досадными если будет простая смена одежды - домашние юбки, шорты. Мне хватает двух платьев, трех юбок и одних гаремных афгани в самые дни затмений и моей усталости - когда я не слышу и не чувствую просьб о помощи. Если ткань будет приятной для ребенка, без заклепок и застежек, да еще и хорошо впитывать :)) - вот это будет действительно удобной одеждой для этого периода. Шьем юбки из пеленок. (смайлик ставить?). У нас появилась потребность в доп мужской одежде для дома, потому что папа после работы с вкусными пальцами для разгрызания - самый релакмсирующий фактор.

В принципе, это все. Просто когда процесс станет настолько обычным, что не будет окрашиваться эмоционально, будет гораздо проще его отслеживать. И промахов будет все меньше. В большинстве дней мы обходимся двумя штанами. Бывают дни тотальных промахов, как вот вчера. Но это всего лишь увеличило количество стирки и не уменьшило количество настроения в семье.

Что нужно чтобы начать? Снять подгузник. И строить свой удобный алгоритм, свой процесс.

Источник


@темы: высаживание, до 1 года, здоровье, решение проблем, туалет

14:48 

Снова о вечном: почему маленькому ребенку лучше на руках, чем в кроватке?

 «И к рукам не приучай – слышишь? А то потом намучаешься!». От этой фразы я обычно непроизвольно подпрыгиваю и рефлекторно поворачиваю голову в сторону говорящего. Сегодня в роли раздражителя выступила нестарая еще дама вполне приятной наружности – она попалась мне в дверях детского магазина. По всему видать, новоиспеченная бабушка перед отбытием в гости к новорожденному внуку или внучки.

Предполагая, что бабушка-таки доехала до своего внука-внучки и продолжила свою анти-ручную пропаганду и специально на случай, если молодая мама, дочка, невестка или племянница встреченной мною дамы, окажется среди читалей МАМЫ РУ, предлагаю очередное, девятьсот девяносто девятое доказательство необходимости в первый год жизни давать ребенку быть на руках столько, сколько ему необходимо. Почему девятьсот девяносто девятое? Потому что спор тех, кто считает, что дети до года должны жить на руках и тех, кто уверен, будто место младенца – в кроватке-коляске, вечен.

А доказательство вот какое. У новорожденного слух, осязание, обоняние и зрение развиты далеко не одинаково. Первыми – еще до появления на свет – развиваются осязание и вкус. Уже на восьмой неделе беременности малыш чувствует прикосновение к щечкам, а на 12-ой – ощущает вкус амниотической жидкости. На 22-24 неделе младенец в животе матери начинает реагировать на звуку, а к концу беременности различает их довольно хорошо. Родившись, малыш долго узнает маму исключительно по запаху, совсем немного – по звуку. Хуже всего у новорожденного развито зрение. Новорожденный ребенок видит в 40 раз хуже, чем взрослый. 

А теперь попробуйте представить, как ребенок себя чувствует, если мама и папа решили его воспитывать и не “приучать к рукам”. Помним: в основном он ориентируется в мире по запаху, еще лучше – на ощупь, видит крайне плохо. В кроватке или коляске ему более-менее терпимо, пока мама (или другой взрослый, ухаживающий за ним) совсем рядом. По крайней мере, можно различить контуры лица, хотя было бы спокойнее чувствовать еще и мамин запах. Но чуть взрослый делает шаг в сторону, ребенок полностью теряет связь с миром (а мир для него пока – это прежде всего мама или тот человек, кто выполняет ее роль) и чувствует себя в полной изоляции. Что с ним происходит в это время? Дональд Винникотт, английский педиатр и психоаналитик, пишет, что маленький ребенок, оставленный один надолго (по Винникотту это “долго” длится несколько минут) ощущает распад на куски и как будто бы умирает. Если в такой ситуации малыш оказывается регулярно (например, в воспитательных целях «не приучения к рукам» и «приучения к самостоятельности»;), то это чувство – распада на куски и умирания – становится для него привычным, если это слово подходит для подобных эмоций. И ребенок как-то, криво, плохо, с невероятными потерями для себя, но привыкает справляться с жизнью в одиночку. Криво и косо – потому что все его существо, и физическое, и психологическое, еще не готово к этому. И последствия этого привыкания могут быть столь же велики и разрушительны, как могут быть разрушительными последствия для позвоночника младенца, которого каким-то образом научили в три месяца сидеть. Теоретически и это возможно, но жди неприятностей: искривления позвоночника, грыж, горба... Так и в человеческой психологии: за свое не по возрасту и вынужденное взросление в кроватке, а не на маминых, папиных, любых других руках, человеку тоже приходится потом разбираться со своими психологическими «горбами» и «искривлениями».

Не уверена, что возможность «освободить маме руки» для приготовления еды и уборки стоит вот этого, описанного Винникоттом, страдания.

Источник



@темы: воспитание, до 1 года, общение с ребенком

00:12 

Двигательное развитие ребенка


Двигательное развитие ребёнка в младенчестве должно проходить в правильной последовательности.
Рождение ребёнка. Ребёнок проходит родовые пути.
Ребёнок лежит на спине.
Поворачивается на один бок, на другой, на живот.
Ползает по-пластунски.
Поднимает руки, упирается.
Поднимает голову и охватывает пространство.
Садится.
Ползает на четвереньках.
Встаёт, сначала с помощью рук, потом без.
Начинает ходить сначала с помощью взрослого, а затем самостоятельно.

Если ребёнок развивается, не нарушая этой последовательности, то правильно пройденные этапы двигательного развития запускают ряд важнейших механизмов и позволяют ребёнку без искажений воспринимать окружающее пространство.

До года происходит интенсивное двигательное развитие. Каждому возрастному этапу соответствуют определенные двигательные навыки. До периода ползания ребенок должен пройти определенный период подготовки всех групп мышц к этой сложной деятельности. Ему необходимо научиться держать голову, удерживать её в равновесии во множестве разных положений тела, опираться на руки и переворачиваться с живота на спину и обратно.

В полтора-два месяца ребенок в норме удерживает голову, то есть начинают работать мышцы шеи. Причем не только поднимает ее из положения лежа на животе, но и подтягивает голову к своей груди, когда находится на руках у матери.Это один из первых произвольных навыков, необходимых для начала формирования вертикальной оси тела (из лежащего в горизонтальной плоскости малыш к концу первого года жизни превратится в уверенно стоящего и ходящего).

Примерно в это же время начинает формироваться способность опираться на руки. В положении на животе ребенок до 2-месячного возраста должен опираться на локти, а к 3 месяцам - и на раскрытые ладони.Этот навык необходим для освобождения рук - они понадобятся для дальнейшего движения, удержания веса тела на одной руке в период формирования переворотов, сидения и ползания.

Далее ребенок осваивает перевороты и начинает активно крутиться в положении лежа со спины на живот и с живота на спину. Обычно это происходит в возрасте 4 -5 месяцев. Теперь он может перемещаться в пространстве (на кровати или на полу) и наконец-то дотянуться до интересной игрушки.

Затем ребенок начинается вертеться в положении на животе вокруг пупка.Данный навык необходим для формирования ползания сначала по-пластунски, а затем уже и на четвереньках.В положении на пупке малыш может одновременно поднимать руки и ноги “самолетиком”. Эти навыки, приобретаемые в 5-6 месяцев, говорят о правильном формировании вертикальной оси тела и подготовке мышц к ползанию, сидению и прямохождению.

Когда ребенок садится, руки у него свободны, и он начинает манипулировать предметами.

Следующий этап - раскачивание на четвереньках. Ребенок опирается на колени и ладони, пытается начать движение, но мышцы пока еще плохо слушаются его. Поэтому движения получаются только качательные, а иногда ползком назад. Ползание необходимо как для освоения нижнего поля зрения, так и для правильных скоординированных действий нижней и верхней половины тела, для поочередного включения правого и левого полушария головного мозга.До этапа ползания площадь окружающего пола для ребенка была очень мала. Она чуть увеличилась после того, как малыш научился переворачиваться. И вот горизонт еще более расширяется, а кроме всего прочего, мир перестает быть плоским, он превращается в трехмерный. У предметов появляется высота. Речевое развитие в этот период отличается тем, что звуки, издаваемые ребенком, превращаются в средство общения, продолжая обслуживать сигнальную функцию (первая помощь) и функцию становления речи.

Ребёнок осваивает пространство постепенно. Сначала лёжа на спине, он видит потолок, мамино лицо, подвешенную погремушку. Глазами может оценивать горизонталь, фиксирует взгляд. Совершенствуется зрительное восприятие - у ребёнка появляется необходимость использовать одновременно оба глаза, он начинает сводить их вместе.

При повороте на живот и, поднимая (опуская) взгляд вверх – вниз, он «открывает» для себя «вертикаль», сначала как движение собственного тела (головы).При этом голова теперь совершает движения изолированно от тела, а не вместе с ним. Ребенок исследует пространство собственного тела (поднимает руку, ногу), затем, когда он садится, руки «освобождаются» и он начинает изучать предметы и окружающее пространство через движение к предмету (дотягивается до игрушки, ползет) и здесь он знакомится с метрикой (чуть-чуть дальше, ближе), глубиной и другими важные характеристиками восприятия пространства. А далее происходит прорыв в освоении пространства – через постепенное вставание на четвереньки к долгожданному перемещению. И только после этого происходит овладение пространством как средой, которая его окружает (можно ведь позвать маму и она все достанет или потянуть за скатерть и любимая чашка окажется рядом на полу) и здесь уже включаются мыслительные операции.


Каким же образом движение влияет на мозг ребенка? Ползание стимулирует моторные зоны головного мозга (участки коры, отвечающих за регуляцию движений), а также участки, находящиеся в непосредственной близости к этим зонам (речевые зоны). Благодаря ползанию развивается тактильная чувствительность. С помощью информации от проприорецепторов, которые сообщают о расположении частей тела относительно друг друга, начинают формироваться пространственные представления о собственном теле, так называемая «схема тела». Кроме того, ползание способствует улучшению межполушарного взаимодействия - ведь оно требует согласованного перекрестного движения рук и ног (правая рука - левая нога), которые регулируются противоположными полушариями. А это в свою очередь способствует развитию ассоциативных связей мозга, создает возможность для более полного раскрытия его потенциала.

Таким образом, ребенок последовательно осваивает способы взаимоотношений собственного тела и внешних объектов, далее внешних объектов относительно друг друга. Ориентация в пространстве закладывается, прежде всего, на этапе ползания («до стула можно доползти, а до потолка нет»;). Взрослый обозначает эти соотношения словами. Именно так происходит освоение предлогов (над, под, на, в, за, перед), сложных речевых конструкций, обозначающих пространственно-временные, причинно-следственные отношения. Таким образом, благодаря этому способу передвижения, формируются предпосылки для освоения грамматики родного языка.

Полноценное прохождение этапа ползания также является профилактикой проблем с чтением и письмом. Если недостаточно развита координация движений, работа каждого полушария головного мозга в отдельности и межполушарное взаимодействие, у младшего школьника возможны проблемы при письме (ребенок длительное время пишет буквы в их зеркальном отражении). У него будет грязь в тетрадках, плохой почерк. При диагностике часто выясняется, что многие дети, имеющие дизлексию и дисграфию, пропустили стадию ползания.

Если двигательное развитие ребёнка проходило с искажением, то и восприятие пространства будет искажено, что мы и наблюдаем, к сожалению, у большинства наших детей. Начинаться это искажение может на самом раннем этапе (этапе рождения), а у некоторых детей и внутриутробно.

Не запускаются или запускаются с опозданием целые двигательные схемы. Развитие проходит с изменением последовательности включения двигательных паттернов, что влечет за собой нарастание проблем, так как каждый сформированный двигательный навык является основой для построения следующего более сложного движения или «двигательной мелодии». Ребёнок долго лежит на спине, не переворачивается. Затем он переворачивается на живот и сразу садится. Далее, минуя период ползания, он встает. А потом пытается ползать, но недолго (по-пластунски, и на четвереньках) и начинает овладевать ходьбой. Родители радуются, как он всё быстро делает. А у ребёнка при этом имеется тонические проблемы – гипер- или гипотонус, он ходит на мысочках. Мы наблюдаем проявления гипертонуса практически у всех гиперактивных детей, детей с проблемами внимания в возрасте 8, 9 и даже 12 лет. А в некоторых случаях и до более позднего возраста. Такой ребёнок очень травматичен, любая его деятельность крайне энергозатратна. В возрасте 5-11 лет при копировании специально разработанных геометрических фигур эти дети странным, на первый взгляд, образом всё искажают. Некоторые рисунки невозможно узнать. Они могут копировать рисунок с поворотом на 90 или 180 градусов. Их рисунки отличаются фрагментарностью, хаотичностью восприятия, обилием структурно-топологических ошибок. При сканировании зрительной информации они часто игнорируют левую сторону поля. Не удивительно, что им сложно ориентироваться в мире.

Искажается двигательная сфера - искажается и речевое развитие. Речь очень тесно связана с движением - наш мозг устроен таким образом, что речевые и двигательные зоны находятся рядом, через движение идёт воздействие и на речевые зоны. Именно поэтому логопеды очень много работают с пальчиковой гимнастикой. Если двигательное развитие искажено, ребёнок может не говорить до 3-х лет, или говорить односложные слова, фразовая речь появляется очень поздно, ребёнок не произносит и половины звуков, говорит непонятно, невнятно («каша во рту»;).

Проблемы нарастают как снежный ком, где огромное количество вторичных проблем придется решать уже отдельно. Если у ребёнка двигательная сфера дефицитарна, речевая сфера дефицитарна, то и эмоциональная сфера тоже будет страдать. Расторможенность, гиперактивность ребенка может привести к неадекватным конфликтным отношениям со сверстниками, с родителями. Если ребёнок слабый, то это может вызвать гиперопеку со стороны родителей, и соответственно сформирует такие нежелательные черты характера как пассивность, тревожность, несамостоятельность. Проблемы будут нарастать, и уже к 9 – 10 годам этот клубок бывает очень сложно распутать.

Иными словами, нарушение последовательности этапов двигательного развития ведет к нарушениям общего развития ребенка, возможно сначала незаметным, но легко различимым при становлении функций, базой для которых является движение. Зная, как ребёнок прошёл своё двигательное развитие, можно предполагать какие проблемы его ждут дальше.

Источник


@темы: 1-2 года, до 1 года, развитие, речь, решение проблем, физическое развитие, ходьба

14:20 

Как успокоить ребенка при коликах

Традиционно "лечение" колик у нас заключалось в похлопывании ребенка по животику, а родителей - по плечу с приговариванием: "О, не волнуйтесь, это пройдет!" Большинство подходов к проблеме больше ориентированы на то, чтобы успокоить родителей, а не облегчить страдания ребенка. Но взяв на вооружение термин "страдающий ребенок", а не "ребенок с коликами", вы с доктором становитесь партнерами в поисках причины и лекарства от боли для ребенка.

Хотя вопрос о том, что же такое "колики" остается открытым, можно сделать два обоснованных предположения. Первое: нарушена деятельность всего организма ребенка. Второе: ребенок чувствует боль в кишечнике и желудке. Сам термин "колики" происходит от греческого "коликос", что означает "боль в толстой кишке". Соответственно лечение должно быть направлено на расслабление всего организма, и особенно живота. Просмотрите рекомендации, как успокоить ребенка. Вот еще несколько способов, помогающих малышу расслабить напряженный животик.

Колики исцеляются танцем

Хотите заполучить призовой танцевальный видеоклип? Пригласите 10 умудренных опытом родителей с их детьми, страдающими коликами, на танцевальную площадку и смотрите, как по-разному они передвигаются. Хотя каждое па уникально, как отпечатки пальцев, танец должен включать в себя движения ребенка во всех трех плоскостях: вверх - вниз, вправо - влево, вперед - назад (как в материнском чреве). Ознакомьтесь с первым уроком танцев.

Правильно держать. Малыш может находиться в "гнездышке под шеей" или "футбольном положении". Держите его свободно, но крепко. Проникнитесь ответственностью. Плотно прижмите к себе ребенка, чтобы он чувствовал вас кожей, или используйте лоскутный держатель.

Правильный шаг. Перемещайтесь в трех плоскостях, чередуя эти движения. Движение вверх - вниз больше всего успокаивает ребенка; оно лучше получается, когда вы идете, переступая с носка на пятку, чуть приподнимаясь и опускаясь.

Правильный ритм. Лучше всего успокаивает ребенка ритм 60-70 тактов в минуту (считайте про себя: "одиннадцать - раз, одиннадцать - два" и т.д.). Именно этот ритм соответствует пульсу ребенка в утробе. Продолжайте танец, пока не иссякнут силы у самого танцора либо не успокоится ваше чадо.

Меняйте партнеров. Дети больше привыкли к движениям матери за 9 месяцев внутриутробной жизни. И все же менять партнеров необходимо. Детям нравится, когда они оказываются в спокойных и сильных руках отца; мать, весь день носившая малыша, может отдохнуть. Кроме того, у отцов свои неподражаемые танцевальные движения. Когда и папа станет изнемогать, позовите на помощь бабушку. На ее стороне время, терпение и опыт.

Ношение детей при коликах (предназначается в основном папам)

Подобно танцевальным движениям, вы должны перепробовать все известные положения, в каких можно носить ребенка, пока не найдете подходящее. Вот некоторые из них, проверенные временем и обладающие, по мнению пап детей с коликами, "шумогасящим эффектом".

"Футбольное положение". Положите ребенка животиком вдоль вашего предплечья. Голову его устройте на внутренней поверхности согнутого локтя, а ноги поддерживайте ладонью. Держите малыша крепко. Другой рукой вдавите его животиком в предплечье. Если вы нашли правильное положение, животик ребенка расслабится, расправятся брови, напряженные конечности повиснут свободно, как плети. Можно перевернуть малыша наоборот - чтобы его подбородок лежал на ладони, живот - на предплечье, а задняя часть тела - на сгибе локтя.

"Гнездышко под шеей". Голову прильнувшего к вашей груди ребенка придерживайте подбородком. Напевайте тихую медленную мелодию. Когда ребенок успокоится и уснет во время танца или просто при ношении, устройте его, использовав положение "теплая подстилка".

"Попрыгунчик". Держите ребенка достаточно близко к себе, чтобы встречаться с ним взглядом; одной рукой поддерживайте его под попку, другой - за спину и шею.

Особенно важно поддерживать голову у новорожденного. Слегка подбрасывайте ребенка с ритмом 60-70 движений в минуту. Для большего эффекта поглаживайте его попку.

Прыжки во время танца. Один папа, стараясь избежать у ребенка колик, ввел в танец следующее упражнение. Он вместе с малышом на руках, танцуя, подпрыгивал на небольшом трамплине: у ребенка снималось напряжение, а у папы - лишний вес.

Наклоны ребенка

Снять напряжение у ребенка, особенно страдающего болями в животе, помогают, кроме укачивания, и наклоны. Приведем несколько проверенных временем упражнений, но от них не будет пользы в период самого пика боли. Сначала сделайте все, чтобы успокоить ребенка, тогда и наклоны пойдут ему во благо.

Газовая помпа. Обхватите снизу икры обеих ног ребенка и прижимайте его ноги к животу. Можно чередовать эти движения с упражнением "велосипед".

Противоколиковый калачик. Это лучшее средство, позволяющее снять напряжение у детей, которые любят выгибать спину и плохо расслабляются в другой позе. Прижмите к себе ребенка так, чтобы его спина упиралась вам в грудь, а сам он согнулся (положение сидя). Это расслабляет мышцы живота и спины и часто ведет к расслаблению всего тела ребенка. Если у вас устали руки, примените положение "кенгуру", а если вы привыкли общаться с малышом глазами и с помощью мимики, разверните его лицом к себе. Спину ребенка держите подальше от себя, а его ноги подтяните к вашей груди.

"Не мытьем, так катаньем". Положите ребенка животом на большой надувной пляжный мяч и катайте его вперед-назад круговыми движениями. Придерживайте малыша рукой.

Выдавливание боли. Постарайтесь, чтобы ребенок уснул, лежа животом на подушке так, чтобы его ноги свисали; создаваемое при этом некоторое давление на живот успокаивает малыша.

Подкладка под живот. Положите под живот ребенка на сон грядущий сложенную пеленку или бутылочку с теплой, но не горячей водой, завернутую в салфетку. Это позволит малышу не просыпаться от скопления излишних газов.

Мягкие прикосновения

Большая рука. Папы, положите ладонь на живот ребенка в пупочной области, а пальцами разминайте животик. Теплота вашей ладони снимет напряжение.

Прикосновение "I love you" Мысленно представьте на животе ребенка перевернутую латинскую букву "U". Под вашей ладонью окажется кишечник малыша, который надо расслабить, чтобы из толстой кишки вышли газы. Вотрите в ладони немного теплого масла и разомните животик ребенка круговыми движениями. Начните с того, что нарисуйте сверху вниз на левом боку ребенка латинскую букву "I" - это продвинет газы вниз по толстой кишке. Затем, массируя, рисуйте перевернутую латинскую "L", в результате газы пройдут по толстой кишке к выходу. Следующий этап - рисуйте перевернутую латинскую "U" по всей длине толстой кишки. Массаж живота лучше делать, когда ребенок сидит у вас на коленях, уперевшись в ваше тело ногами, или когда вы вдвоем в теплой ванне.

Причины беспокойства и способы его устранения

Почему дети беспокоятся
Ощущение утраты материнского чрева
Разлука с матерью
Ребенок с повышенными запросами
Пищевая аллергия
Аллергия на продукты в рационе кормящей матери
Гастроэофагальный рефлюкс
Воспаление уха
Инфекция мочеиспускательного тракта
Запор
Раздражение на коже (опрелость)
Перелом кости при падении
Наркотическая ломка у новорожденных, если их родители наркоманы
Причина в том, что это просто ребенок

Применяемые способы
Ношение ребенка
Частое кормление
Немедленно реагировать на его крики
Особые положения при ношении детей с коликами и танцы
Успокаивающая мелодия.
Колыбельные песни
Детские качалки
Движущиеся предметы, отвлекающие внимание (аквариум, старинные часы, видеофильмы и т.д.)
Поездки на автомобиле: разнообразие отцовской заботы
Кормление при ношении в лоскутном держателе
Детский массаж, особенно животика
"Теплая подстилка" (папина грудь, овчина)
Теплые ванны
"Общение" ребенка со своим двойником в зеркале
Исключение лишнего из рациона кормящей матери
Использование смесей, не вызывающих аллергию
Кормление в меньшем объеме, но чаще, чтобы избежать перекармливания
Вертикальное положение, особенно после кормления
Упражнения для снятия напряжения живота
Медицинские средства для выведения газов
Обращение к врачу

ПРЕДОСТЕРЕГАЕМ: СРЕДСТВА ОТ КОЛИК НЕБЕЗОПАСНЫ!

Новые исследования доказывают, что лекарства от колик, которые раньше считались безобидными, могут повредить ребенку. Информация о воздействии того или иного лекарства постоянно обновляется, поэтому каждый раз нужно советоваться с врачом перед тем, как давать ребенку любые препараты.

Рассказ одной матери

"Я попробовала принимать теплые ванны вместе со своим ребенком, и это помогало на время, пока он сидел в воде. Но ведь нельзя же всю жизнь провести в ванне? Я массировала в воде его животик: поворачивала ногами к себе, поддерживала левой рукой и довольно глубоко массировала левую часть живота под ребрами. Это действовало, но опять-таки пока он находился в воде. После ванны я натирала его лосьоном, начиная с ног, и заметила, что, когда добиралась до бедер, его вопли сменялись смехом. Я стала уделять особое внимание массажу бедер, когда у него начинались колики, и реакция была такой же даже без ванны.

Особенно помогал следующий массаж бедер. Я укладывала Эрика животиком к себе на колени, ногами к моему животу. Руки клала ему на бедра, ладонями в области паха, а пальцами охватывала его ноги и делала довольно сильные вращательные и сжимающие движения с равномерным распределением давления на внешнюю и внутреннюю поверхности бедра, чередуя сжатие с ослаблением. И это помогало каждый раз, хотя бы на время превращая жалобные крики в смех".

Средства для выведения газов

Противогазовые капли, если их давать перед кормлением, улучшают пищеварение и уменьшают количество газов. С нашей точки зрения, эти капли безопасны и иногда помогают избавиться от избытка газов в кишечнике. Врач может облегчить страдания ребенка с раздувшимся животиком, смазав задний проход. Это помогает ребенку очистить желудок, и колики прекращаются.

Если ваш малыш страдает запором, ему могут помочь специальные детские глицериновые свечи. Введите ребенку свечу в анальное отверстие примерно на дюйм (2,5 см) и на минуту сожмите его ягодицы, чтобы дать ей раствориться.

Домашние средства

Вот еще два необычных средства от колик, которые, как утверждают родители, снимают у детей боль.

Бифидум-лактобациллы - молочнокислые бактерии, способствующие процессам брожения. Дайте ребенку при коликах 1/4 чайной ложки раствора вместе с едой.

Травяные чаи. Иногда помогает чай из фенхеля: 1/2 чайной ложки на чашку кипятка.

Накройте крышкой и настаивайте 5-10 мин, затем процедите, остудите и дайте ребенку несколько чайных ложек теплого чаю.

Не трясите ребенка

Вопли страдающего от колик ребенка не только разрывают нежное родительское сердце, они могут вызвать и озлобление. Если крики ребенка довели вас до предела, передайте его на время кому-нибудь другому или аккуратно положите в кроватку, а сами выйдите и успокойте нервы. Если же начать в сердцах трясти ребенка, можно повредить его хрупкий мозг - иногда на всю жизнь.

Надо ли дать ребенку накричаться?

Мы в целом отказались от этого подхода в предыдущей главе, где речь шла о детском сне. Мы хотим отказаться от него и как от способа "лечения" колик. Если применить этот жестокий метод к страдающему коликами малышу, то не выиграют ни родители, ни он сам. Было проведено специальное исследование. В одной группе страдающих коликами детей, как только они начинали беспокоиться, немедленно окружали заботой, в другой им давали накричаться. В первой группе крикунов стало на 70% меньше. А во второй, несмотря ни на что, меньше плакать малыши не стали. Кроме того, что этот подход лишает ребенка помощи, он и родителей делает бесчувственными. Поэтому меньше всего нужны советы, которые еще больше увеличивают разрыв между ребенком и родителями.

Как мы уже говорили, родители не виноваты в том, что ребенок плачет, и не надо каждый раз удерживать его от крика. Бывают случаи, когда ребенку просто нужно снять напряжение и это - благой крик. Но нельзя, чтобы он плакал в одиночестве. Вы не должны ни игнорировать детский плач, ни пытаться грубо оборвать его. Ваша задача - сделать все возможное, чтобы устранить боль, если она - причина плача. Если же малыш продолжает кричать, успокойтесь и дайте ему расслабиться и выкричать все, что его беспокоит. Мы уже знаем, как полезен бывает "благой" крик для ребенка, но эффект от него еще больше, если малыш в это время окружен заботой. Чувства у детей не менее сильные, чем у нас, и крик помогает им избавиться от отрицательных эмоций, снова почувствовать счастье и гармонию и даже лучше спать.

Родителям полезно также знать свою возможную реакцию на крик ребенка при стрессовом состоянии. Мы с Мартой хорошо помним свое чувство отчаяния от усталости и частых недосыпаний, вплоть до "видения": мы выбрасываем крикуна из окна! Но это вовсе не значит, что мы действительно были способны на такое. Стресс способен довести начинающих родителей до последней черты. Их воображению может рисоваться, как они теряют контроль над собой, трясут ребенка, кричат на него, чтобы он замолчал. При общении с крикуном родителям необходимо справиться со стрессом. И если вас посещают подобные мысли, срочно ищите дружеской поддержки.



Источник


@темы: ГВ, до 1 года

Сообщество Мамы и малыши

главная