• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи с темой: игры и игрушки (список заголовков)
12:51 

Как научить ребенка сопротивляться?

Покупая игрушки, мы учим ребенка пользоваться готовым, думать по инструкции, не отставать от соседей. А нужно прививать ему сопротивляемость манипуляциям рынка.

Если у вас есть ребенок дошкольного возраста, попробуйте ответить на простой вопрос: сколько у него игрушек? Я потерплю, пока вы пытаетесь оценить, сколько их могло влезть в кладовку и еще вот в тот большой ящик на колесиках, специально купленный в IKEA. В 2004 году у среднего шведского ребенка дошкольного возраста было 617 игрушек. То есть предметов, которые специально предназначены быть игрушками, кем-то для этого особым образом упакованы и проданы.

А сколько денег вы тратите на игрушки для ребенка каждый месяц? Норвежка Сиссель Йоргенсен в своем исследовании о коммерциализации раннего детства пишет, что в ее стране эта статья расходов у средней семьи с годовалым ребенком — 290 крон, или примерно $50, а если малышу от двух до пяти, то уже 490 крон, под $90. Но норвежцы бережливы, и вообще у них социализм. Почти все мои знакомые семьи тратят побольше, возможно, в порядке компенсации за наше собственное не слишком богатое покупными игрушками детство.

На что, собственно, уходят эти деньги? Если совсем схематично, то на следующее:
1) преодоление нашего чувства вины и утоление личных комплексов;
2) попытки ускорить развитие ребенка;
3) помощь ребенку в социализации, в том числе на «социальную смазку»: у всех есть, и у нашего должно быть;
4) формирование половых стереотипов.

Маркетологи отлично знают обо всех этих задачах и поставляют продукцию под каждую из них. Под первую — все дорогое и «навороченное». Под вторую — несметное количество «развивающих игрушек» для выращивания маленьких гениев. Под третью — персонажей кинофраншиз (в них дети могут играть в любой стране и всегда поймут друг друга), а также все, что нужно собирать, от покемонов до бакуганов: «У тебя такой есть? А у меня есть! У тебя двадцать? А у меня двадцать пять!». Под четвертую — розовые косметические наборчики для принцесс и большие черные автоматы.

Между тем игрушкой, конечно же, может быть абсолютно любой предмет. В естественных условиях ребенок как раз предпочитает вещи, которые никакими маркетологами в качестве игрушек не предлагались. Моя дочка Нина в свои год и четыре любит гигантскую взрослую лейку, которую носит по двору, пыхтя и расставляя ноги для равновесия, а также играет своей и чужой одеждой, которую всю надевает на голову. Наряду с предназначенными для игры детскими книжками она очень уважает первый том «Архипелага ГУЛАГ».

Том Сойер, соблазнив приятелей побелить за него забор, заработал следующие богатства: подержанного бумажного змея, дохлую крысу на веревочке, двенадцать шариков, сломанную губную гармонику, осколок синего бутылочного стекла, пустую катушку, ключ, который ничего не отпирал, кусок мела, хрустальную пробку от графина, оловянного солдатика, пару головастиков, шесть хлопушек, одноглазого котенка, медную дверную ручку, собачий ошейник без собаки, черенок от ножа, четыре куска апельсинной корки и старую оконную раму. Он, писал Марк Твен, «буквально утопал в роскоши». Среди сокровищ — только две игрушки в маркетологически строгом смысле: змей и солдатик.

Мы могли бы вообще ничего не покупать детям, и они обошлись бы пластмассовой бутылкой, мамиными выходными туфлями или оставленным без присмотра мобильным телефоном. Все эти предметы не менее полезны для развития маленького ребенка, чем любая специально купленная игрушка: у бутылки можно скручивать и закручивать крышечку (мелкая моторика), в туфлях — пытаться ходить (физическое развитие), в телефоне вообще столько чудес, что мы даже не можем себе представить.

Но мы идем в магазин и покупаем. И тем самым закладываем ребенку основы потребления. Мы учим его:
1) пользоваться готовым, и если думать, то в рамках инструкции. Построить дом из Lego — это вам не из стульев, диванных подушек и книг: все детальки подогнаны одна под другую;
2) не отставать от соседей. Если у них что-то есть, надо тоже это купить;
3) потреблять как существо своего пола. Мужчина должен хотеть мужские предметы, а женщина — женские, иначе маркетологам будет неудобно;
4) оперативно заменять надоевшие предметы другими предметами, за которыми ходят в магазин;
5) играть в те же самые игры, в которые играют все вокруг, и пользоваться качественным, одобренным и испытанным прочими игроками снаряжением.

В отличие от навыков, которые мы сознательно хотим привить ребенку, эти будут усвоены легко и прочно. Большинство из них сохранится на всю жизнь. Они определят не только то, как ваш выросший ребенок будет обращаться с деньгами, но и то, сколько ему придется их зарабатывать.

Когда рос мой старший сын Марк, я завалил его игрушками. Квартира была ими забита. Конечно, он их ломал и требовал новые. А если ты начал участвовать в этой гонке вооружений, выйти из нее, не травмируя ребенка, становится невозможно. Теперь я смотрю, как мой довольно взрослый и неглупый сын сознательно отучает себя от того, что я ему бездумно привил. Не уверен, правда, что после подростковой протестной фазы все эти замечательные навыки не вернутся во всей красе.

Теперь я радуюсь, когда вижу, как маленькая Нина играет с какой-нибудь ерундовиной, которую сама нашла в сарае. Мы с женой стараемся не отбирать у нее емкости с волшебными крышечками на резьбе, даже если Нина непременно обольется, крышечку открутив. Ну и «Архипелаг», конечно, пострадал, но тут уж ничего не поделаешь.

Нет, «магазинные» игрушки у Нины, конечно, тоже есть. Куда от них денешься. Но, кажется, норвежский стандарт мы на этот раз соблюдаем, а до шведского не дотянем никогда. И слава богу. Мы научились сопротивляться манипуляции, которой нас подвергает рынок, и, возможно, сумеем привить некоторую полезную сопротивляемость и дочке.

Источник


@темы: игры и игрушки

19:51 

Как научить ребенка сопротивляться?

Покупая игрушки, мы учим ребенка пользоваться готовым, думать по инструкции, не отставать от соседей. А нужно прививать ему сопротивляемость манипуляциям рынка.

Если у вас есть ребенок дошкольного возраста, попробуйте ответить на простой вопрос: сколько у него игрушек? Я потерплю, пока вы пытаетесь оценить, сколько их могло влезть в кладовку и еще вот в тот большой ящик на колесиках, специально купленный в IKEA. В 2004 году у среднего шведского ребенка дошкольного возраста было 617 игрушек. То есть предметов, которые специально предназначены быть игрушками, кем-то для этого особым образом упакованы и проданы.
А сколько денег вы тратите на игрушки для ребенка каждый месяц? Норвежка Сиссель Йоргенсен в своем исследовании о коммерциализации раннего детства пишет, что в ее стране эта статья расходов у средней семьи с годовалым ребенком — 290 крон, или примерно $50, а если малышу от двух до пяти, то уже 490 крон, под $90. Но норвежцы бережливы, и вообще у них социализм. Почти все мои знакомые семьи тратят побольше, возможно, в порядке компенсации за наше собственное не слишком богатое покупными игрушками детство.
На что, собственно, уходят эти деньги? Если совсем схематично, то на следующее:
1) преодоление нашего чувства вины и утоление личных комплексов;
2) попытки ускорить развитие ребенка;
3) помощь ребенку в социализации, в том числе на «социальную смазку»: у всех есть, и у нашего должно быть;
4) формирование половых стереотипов.
Маркетологи отлично знают обо всех этих задачах и поставляют продукцию под каждую из них. Под первую — все дорогое и «навороченное». Под вторую — несметное количество «развивающих игрушек» для выращивания маленьких гениев. Под третью — персонажей кинофраншиз (в них дети могут играть в любой стране и всегда поймут друг друга), а также все, что нужно собирать, от покемонов до бакуганов: «У тебя такой есть? А у меня есть! У тебя двадцать? А у меня двадцать пять!». Под четвертую — розовые косметические наборчики для принцесс и большие черные автоматы.
Между тем игрушкой, конечно же, может быть абсолютно любой предмет. В естественных условиях ребенок как раз предпочитает вещи, которые никакими маркетологами в качестве игрушек не предлагались. Моя дочка Нина в свои год и четыре любит гигантскую взрослую лейку, которую носит по двору, пыхтя и расставляя ноги для равновесия, а также играет своей и чужой одеждой, которую всю надевает на голову. Наряду с предназначенными для игры детскими книжками она очень уважает первый том «Архипелага ГУЛАГ».
Том Сойер, соблазнив приятелей побелить за него забор, заработал следующие богатства: подержанного бумажного змея, дохлую крысу на веревочке, двенадцать шариков, сломанную губную гармонику, осколок синего бутылочного стекла, пустую катушку, ключ, который ничего не отпирал, кусок мела, хрустальную пробку от графина, оловянного солдатика, пару головастиков, шесть хлопушек, одноглазого котенка, медную дверную ручку, собачий ошейник без собаки, черенок от ножа, четыре куска апельсинной корки и старую оконную раму. Он, писал Марк Твен, «буквально утопал в роскоши». Среди сокровищ — только две игрушки в маркетологически строгом смысле: змей и солдатик.
Мы могли бы вообще ничего не покупать детям, и они обошлись бы пластмассовой бутылкой, мамиными выходными туфлями или оставленным без присмотра мобильным телефоном. Все эти предметы не менее полезны для развития маленького ребенка, чем любая специально купленная игрушка: у бутылки можно скручивать и закручивать крышечку (мелкая моторика), в туфлях — пытаться ходить (физическое развитие), в телефоне вообще столько чудес, что мы даже не можем себе представить.
Но мы идем в магазин и покупаем. И тем самым закладываем ребенку основы потребления. Мы учим его:
1) пользоваться готовым, и если думать, то в рамках инструкции. Построить дом из Lego — это вам не из стульев, диванных подушек и книг: все детальки подогнаны одна под другую;
2) не отставать от соседей. Если у них что-то есть, надо тоже это купить;
3) потреблять как существо своего пола. Мужчина должен хотеть мужские предметы, а женщина — женские, иначе маркетологам будет неудобно;
4) оперативно заменять надоевшие предметы другими предметами, за которыми ходят в магазин;
5) играть в те же самые игры, в которые играют все вокруг, и пользоваться качественным, одобренным и испытанным прочими игроками снаряжением.
В отличие от навыков, которые мы сознательно хотим привить ребенку, эти будут усвоены легко и прочно. Большинство из них сохранится на всю жизнь. Они определят не только то, как ваш выросший ребенок будет обращаться с деньгами, но и то, сколько ему придется их зарабатывать.
Когда рос мой старший сын Марк, я завалил его игрушками. Квартира была ими забита. Конечно, он их ломал и требовал новые. А если ты начал участвовать в этой гонке вооружений, выйти из нее, не травмируя ребенка, становится невозможно. Теперь я смотрю, как мой довольно взрослый и неглупый сын сознательно отучает себя от того, что я ему бездумно привил. Не уверен, правда, что после подростковой протестной фазы все эти замечательные навыки не вернутся во всей красе.
Теперь я радуюсь, когда вижу, как маленькая Нина играет с какой-нибудь ерундовиной, которую сама нашла в сарае. Мы с женой стараемся не отбирать у нее емкости с волшебными крышечками на резьбе, даже если Нина непременно обольется, крышечку открутив. Ну и «Архипелаг», конечно, пострадал, но тут уж ничего не поделаешь.
Нет, «магазинные» игрушки у Нины, конечно, тоже есть. Куда от них денешься. Но, кажется, норвежский стандарт мы на этот раз соблюдаем, а до шведского не дотянем никогда. И слава богу. Мы научились сопротивляться манипуляции, которой нас подвергает рынок, и, возможно, сумеем привить некоторую полезную сопротивляемость и дочке.

Источник


@темы: 1-2 года, 2-3 года, 3-4 года, 4-6 лет, 6-7 лет, игры и игрушки

13:55 

Checklist родителям дошкольников. Не забыть сделать для ребенка и вместе с ребенком

1. Пускать солнечные зайчики.
2. Наблюдать как прорастают семена.
3. Вместе скатиться с высокой ледяной горы.
4. Принести с мороза и поставить в воду ветку.
5. Вырезать челюсти из апельсиновых корок.
6. Смотреть на звезды.
7. Заштриховывать монетки и листья, спрятанные под бумагой.
8. Трясти карандаш, чтобы казалось, что он стал гибким.
9. Дырявить льдинки под струей воды.
10. Приготовить жженый сахар в ложке.
11. Вырезать гирлянды бумажных человечков.
12. Показывать театр теней.
13. Пускать блинчики на воде.
14. Рисовать мультфильм на полях тетради.
15. Устроить жилище в коробке от холодильника.
16. Плести венки.
17. Делать извержение вулкана из лимонной кислоты и соды.
18. Показать фокус с наэлектризованными бумажными фигурками.
19. Писать под копирку.
20. Сделать брызгалки из бутылок и устроить сражение.
21. Слушать пение птиц.
22. Пускать щепки по течению, рыть каналы и делать запруды.
23. Построить шалаш.
24. Трясти ветку дерева, когда ребенок стоит под ней и устраивать листопад (снегопад, дождик).
25. Наблюдать восход и закат.
26. Любоваться лунной дорожкой.
27. Смотреть на облака и придумывать, на что они похожи.
28. Сделать флюгер и ловушку для ветра.
29. Светить в темноте фонариком.
30. Делать осьминогов из одуванчиков и куколок из шиповника.
31. Сходить на рыбалку.
32. Оставлять отпечатки тела на снегу.
33. Кормить птиц.
34. Делать секретики.
35. Строить дом из мебели.
36. Сидеть у костра. Жарить хлеб на прутике.
37. Запускать воздушного змея.
38. Крутить ребенка за руки.
39. Построить замок из песка. Закапываться в песок. Вырыть глубокий колодец, чтобы достать до воды.
40. Сидеть в темноте, при свечах.
41. Делать чертиков из намыленных волос.
42. Дуть в пустую бутылку.
43. Повторять одно слово много раз, чтобы оно превратилось в другое.
44. Издавать победный крик каманчей.
45. Удивляться своей гигантской тени и играть с тенями в догонялки.
46. Прыгнуть в центр лужи.
47. Делать записи молоком.
48. Устроить бурю в стакане воды.
49. Закопать сокровище в тарелке с кашей.
50. Объясняться знаками.
51. Сделать носики из крылаток клена, ордена из репейника, сережки из черешен.
52. Дуть на пушинку.
53. Оставить травинку в муравейнике и потом попробовать муравьиную кислоту.
54. Есть заячью капусту, сосать смолу, слизывать березовый сок и кленовый сироп, жевать травинки.
55. Выдавливать формочками печенье.
56. Нанизывать ягоды на травинку.
57. Играть в циклопов.
58. Петь хором.
59. Починить любимую игрушку.
60. Пускать мыльные пузыри.
61. Наряжать елку.
62. Свистеть через стручок акации.
63. Смастерить кукольный домик.
64. Залезть на дерево.
65. Играть в привидений.
66. Придумывать маскарадные костюмы и наряжаться.
67. Говорить о мечтах.
68. Стучать в самодельный барабан.
69. Выпустить в небо воздушный шар.
70. Организовать детский праздник.
71. Смотреть на мир через цветные стеклышки.
72. Рисовать на запотевшем стекле.
73. Прыгать в кучи осенней листвы.
74. Начать обед с десерта.
75. Надеть на ребенка свою одежду.

Источник


@темы: 1-2 года, 2-3 года, 3-4 года, 4-6 лет, 6-7 лет, активный отдых, до 1 года, игры и игрушки, творчество

19:51 

В поездку всей семьей: чем развлечь ребенка в машине?

Для многих пар, даже для тех, которые до рождения ребенка активно путешествовали, на поездки с ребенком появляется какой-то блок. Чего боятся – порой и сами не знают! Тут главное – начать, и понять, что путешествовать с ребенком – это совсем не страшно, а приятно и здорово! А уж для ребенка новые впечатления, как правило, способствуют большому рывку в развитии. Ну, чтобы Вас вдохновить – для начала посмотрите вот это сообщество.

С младенцами до полугода путешествовать – одно удовольствие, особенно при наличии ГВ: не надо заморачиваться со стерилизаторами и подогревателями для бутылок в дороге. А вот ближе к году карапузы утрачивают свою «удобность» для поездок – им трудно долго высидеть на месте, хочется поползать, походить. В идеале, если поездка где-то 8 часов или около того, лучше выезжать в ночь: для водителя, конечно, тяжеловато, но так спокойнее – что ваше чадо проспит большую часть поездки. Если ваше путешествие растянется на несколько дней, надо подготовиться к нему хорошенько и придумать, чем вы будете развлекать непоседу в дороге. Тому родителю, который не за рулем, нужно будет поработать в поездке аниматором. В идеале лучше всего делать небольшие остановки через каждые 40 минут – 1,5 часа, чтобы малыш размялся и погулял ножками.

А варианты развлечений возможны такие:
• Мультики: на ноутбуке, планшете, телефоне, или можно купить специально в дорогу портативный DVD-плеер.
• Песенки, аудиосказки, аудиокниги – в хорошем качестве можно скачать вот тут.
• Пальчиковый театр, фигурки животных
• Фломастеры или карандаши и бумагу для рисования (если у вас есть специальный столик, который крепится к сидению перед ребенком). У нас, например, кресло Kiddy – со столиком спереди – очень удобно, но к нему привыкнуть надо.
• Опять же, если есть столик, можно взять пластилин, массу для лепки
• Небольшие пазлы
• Книжки с наклейками, книжки с магнитными фигурками.
• Магнитный экран для рисования
• Магнитная мозаика – мне очень нравится вот эта

• Плоский конструктор типа Флексики или эластичный конструктор Брикс
• Еда!!! На ура идут сушки, соломка, хлебные палочки, воздушный рис, всякие хлопья, мюсли, можно еще вяленые яблоки взять – в отличие от нарезанных свежих они не «заветриваются».

Что делать при укачивании
Но с едой нужно быть осторожными: от переедания ребенка может укачать и стошнить.

Это вообще главная неприятность, которая частенько приключается с маленькими детьми после 1,5 лет в дороге. Вестибулярный аппарат начинает активно работать после того, как ребенок научился ходить, но еще не окреп.

Если вы знаете за своим ребенком такую слабость, запаситесь в дорогу небольшими пакетами и влажными салфетками.

Одевайте ребенка полегче, старайтесь, чтобы в машине не было жарко – зимой лучше не пользоваться обогревом, а летом включить кондиционер.

Последний прием пищи – за час перед выездом. Не кормить молочным, жирным, лучше что-нибудь легкое: овощи или фрукты.

Помогает от тошноты что-нибудь кислое – лизнуть лимонную дольку, всякие конфеты вроде Скитлз (если нет аллергии), мятные драже «Тик-так».

Есть специальные препараты от укачивания: Драмина, Авиа-море, Коккулин – но перед их применением лучше проконсультироваться с врачом.

Сейчас появились еще и акупунктурные браслеты от укачивания, но отзывы о них противоречивы – одним подходят, другим нет. 

Источник




@темы: игры и игрушки, путешествия

19:51 

В поездку всей семьей: чем развлечь ребенка в машине?

Для многих пар, даже для тех, которые до рождения ребенка активно путешествовали, на поездки с ребенком появляется какой-то блок. Чего боятся – порой и сами не знают! Тут главное – начать, и понять, что путешествовать с ребенком – это совсем не страшно, а приятно и здорово! А уж для ребенка новые впечатления, как правило, способствуют большому рывку в развитии. Ну, чтобы Вас вдохновить – для начала посмотрите вот это сообщество.

С младенцами до полугода путешествовать – одно удовольствие, особенно при наличии ГВ: не надо заморачиваться со стерилизаторами и подогревателями для бутылок в дороге. А вот ближе к году карапузы утрачивают свою «удобность» для поездок – им трудно долго высидеть на месте, хочется поползать, походить. В идеале, если поездка где-то 8 часов или около того, лучше выезжать в ночь: для водителя, конечно, тяжеловато, но так спокойнее – что ваше чадо проспит большую часть поездки. Если ваше путешествие растянется на несколько дней, надо подготовиться к нему хорошенько и придумать, чем вы будете развлекать непоседу в дороге. Тому родителю, который не за рулем, нужно будет поработать в поездке аниматором. В идеале лучше всего делать небольшие остановки через каждые 40 минут – 1,5 часа, чтобы малыш размялся и погулял ножками.

А варианты развлечений возможны такие:
• Мультики: на ноутбуке, планшете, телефоне, или можно купить специально в дорогу портативный DVD-плеер.
• Песенки, аудиосказки, аудиокниги – в хорошем качестве можно скачать вот тут.
• Пальчиковый театр, фигурки животных
• Фломастеры или карандаши и бумагу для рисования (если у вас есть специальный столик, который крепится к сидению перед ребенком). У нас, например, кресло Kiddy – со столиком спереди – очень удобно, но к нему привыкнуть надо.
• Опять же, если есть столик, можно взять пластилин, массу для лепки
• Небольшие пазлы
• Книжки с наклейками, книжки с магнитными фигурками.
• Магнитный экран для рисования
• Магнитная мозаика – мне очень нравится вот эта

• Плоский конструктор типа Флексики или эластичный конструктор Брикс
• Еда!!! На ура идут сушки, соломка, хлебные палочки, воздушный рис, всякие хлопья, мюсли, можно еще вяленые яблоки взять – в отличие от нарезанных свежих они не «заветриваются».

Что делать при укачивании
Но с едой нужно быть осторожными: от переедания ребенка может укачать и стошнить.

Это вообще главная неприятность, которая частенько приключается с маленькими детьми после 1,5 лет в дороге. Вестибулярный аппарат начинает активно работать после того, как ребенок научился ходить, но еще не окреп.

Если вы знаете за своим ребенком такую слабость, запаситесь в дорогу небольшими пакетами и влажными салфетками.

Одевайте ребенка полегче, старайтесь, чтобы в машине не было жарко – зимой лучше не пользоваться обогревом, а летом включить кондиционер.

Последний прием пищи – за час перед выездом. Не кормить молочным, жирным, лучше что-нибудь легкое: овощи или фрукты.

Помогает от тошноты что-нибудь кислое – лизнуть лимонную дольку, всякие конфеты вроде Скитлз (если нет аллергии), мятные драже «Тик-так».

Есть специальные препараты от укачивания: Драмина, Авиа-море, Коккулин – но перед их применением лучше проконсультироваться с врачом.

Сейчас появились еще и акупунктурные браслеты от укачивания, но отзывы о них противоречивы – одним подходят, другим нет. 

Источник




@темы: игры и игрушки, путешествия

19:51 

В поездку всей семьей: чем развлечь ребенка в машине?

Для многих пар, даже для тех, которые до рождения ребенка активно путешествовали, на поездки с ребенком появляется какой-то блок. Чего боятся – порой и сами не знают! Тут главное – начать, и понять, что путешествовать с ребенком – это совсем не страшно, а приятно и здорово! А уж для ребенка новые впечатления, как правило, способствуют большому рывку в развитии. Ну, чтобы Вас вдохновить – для начала посмотрите вот это сообщество.

С младенцами до полугода путешествовать – одно удовольствие, особенно при наличии ГВ: не надо заморачиваться со стерилизаторами и подогревателями для бутылок в дороге. А вот ближе к году карапузы утрачивают свою «удобность» для поездок – им трудно долго высидеть на месте, хочется поползать, походить. В идеале, если поездка где-то 8 часов или около того, лучше выезжать в ночь: для водителя, конечно, тяжеловато, но так спокойнее – что ваше чадо проспит большую часть поездки. Если ваше путешествие растянется на несколько дней, надо подготовиться к нему хорошенько и придумать, чем вы будете развлекать непоседу в дороге. Тому родителю, который не за рулем, нужно будет поработать в поездке аниматором. В идеале лучше всего делать небольшие остановки через каждые 40 минут – 1,5 часа, чтобы малыш размялся и погулял ножками.

А варианты развлечений возможны такие:
• Мультики: на ноутбуке, планшете, телефоне, или можно купить специально в дорогу портативный DVD-плеер.
• Песенки, аудиосказки, аудиокниги – в хорошем качестве можно скачать вот тут.
• Пальчиковый театр, фигурки животных
• Фломастеры или карандаши и бумагу для рисования (если у вас есть специальный столик, который крепится к сидению перед ребенком). У нас, например, кресло Kiddy – со столиком спереди – очень удобно, но к нему привыкнуть надо.
• Опять же, если есть столик, можно взять пластилин, массу для лепки
• Небольшие пазлы
• Книжки с наклейками, книжки с магнитными фигурками.
• Магнитный экран для рисования
• Магнитная мозаика – мне очень нравится вот эта

• Плоский конструктор типа Флексики или эластичный конструктор Брикс
• Еда!!! На ура идут сушки, соломка, хлебные палочки, воздушный рис, всякие хлопья, мюсли, можно еще вяленые яблоки взять – в отличие от нарезанных свежих они не «заветриваются».

Что делать при укачивании
Но с едой нужно быть осторожными: от переедания ребенка может укачать и стошнить.

Это вообще главная неприятность, которая частенько приключается с маленькими детьми после 1,5 лет в дороге. Вестибулярный аппарат начинает активно работать после того, как ребенок научился ходить, но еще не окреп.

Если вы знаете за своим ребенком такую слабость, запаситесь в дорогу небольшими пакетами и влажными салфетками.

Одевайте ребенка полегче, старайтесь, чтобы в машине не было жарко – зимой лучше не пользоваться обогревом, а летом включить кондиционер.

Последний прием пищи – за час перед выездом. Не кормить молочным, жирным, лучше что-нибудь легкое: овощи или фрукты.

Помогает от тошноты что-нибудь кислое – лизнуть лимонную дольку, всякие конфеты вроде Скитлз (если нет аллергии), мятные драже «Тик-так».

Есть специальные препараты от укачивания: Драмина, Авиа-море, Коккулин – но перед их применением лучше проконсультироваться с врачом.

Сейчас появились еще и акупунктурные браслеты от укачивания, но отзывы о них противоречивы – одним подходят, другим нет. 

Источник




@темы: игры и игрушки, путешествия

19:51 

В поездку всей семьей: чем развлечь ребенка в машине?

Для многих пар, даже для тех, которые до рождения ребенка активно путешествовали, на поездки с ребенком появляется какой-то блок. Чего боятся – порой и сами не знают! Тут главное – начать, и понять, что путешествовать с ребенком – это совсем не страшно, а приятно и здорово! А уж для ребенка новые впечатления, как правило, способствуют большому рывку в развитии. Ну, чтобы Вас вдохновить – для начала посмотрите вот это сообщество.

С младенцами до полугода путешествовать – одно удовольствие, особенно при наличии ГВ: не надо заморачиваться со стерилизаторами и подогревателями для бутылок в дороге. А вот ближе к году карапузы утрачивают свою «удобность» для поездок – им трудно долго высидеть на месте, хочется поползать, походить. В идеале, если поездка где-то 8 часов или около того, лучше выезжать в ночь: для водителя, конечно, тяжеловато, но так спокойнее – что ваше чадо проспит большую часть поездки. Если ваше путешествие растянется на несколько дней, надо подготовиться к нему хорошенько и придумать, чем вы будете развлекать непоседу в дороге. Тому родителю, который не за рулем, нужно будет поработать в поездке аниматором. В идеале лучше всего делать небольшие остановки через каждые 40 минут – 1,5 часа, чтобы малыш размялся и погулял ножками.

А варианты развлечений возможны такие:
• Мультики: на ноутбуке, планшете, телефоне, или можно купить специально в дорогу портативный DVD-плеер.
• Песенки, аудиосказки, аудиокниги – в хорошем качестве можно скачать вот тут.
• Пальчиковый театр, фигурки животных
• Фломастеры или карандаши и бумагу для рисования (если у вас есть специальный столик, который крепится к сидению перед ребенком). У нас, например, кресло Kiddy – со столиком спереди – очень удобно, но к нему привыкнуть надо.
• Опять же, если есть столик, можно взять пластилин, массу для лепки
• Небольшие пазлы
• Книжки с наклейками, книжки с магнитными фигурками.
• Магнитный экран для рисования
• Магнитная мозаика – мне очень нравится вот эта

• Плоский конструктор типа Флексики или эластичный конструктор Брикс
• Еда!!! На ура идут сушки, соломка, хлебные палочки, воздушный рис, всякие хлопья, мюсли, можно еще вяленые яблоки взять – в отличие от нарезанных свежих они не «заветриваются».

Что делать при укачивании
Но с едой нужно быть осторожными: от переедания ребенка может укачать и стошнить.

Это вообще главная неприятность, которая частенько приключается с маленькими детьми после 1,5 лет в дороге. Вестибулярный аппарат начинает активно работать после того, как ребенок научился ходить, но еще не окреп.

Если вы знаете за своим ребенком такую слабость, запаситесь в дорогу небольшими пакетами и влажными салфетками.

Одевайте ребенка полегче, старайтесь, чтобы в машине не было жарко – зимой лучше не пользоваться обогревом, а летом включить кондиционер.

Последний прием пищи – за час перед выездом. Не кормить молочным, жирным, лучше что-нибудь легкое: овощи или фрукты.

Помогает от тошноты что-нибудь кислое – лизнуть лимонную дольку, всякие конфеты вроде Скитлз (если нет аллергии), мятные драже «Тик-так».

Есть специальные препараты от укачивания: Драмина, Авиа-море, Коккулин – но перед их применением лучше проконсультироваться с врачом.

Сейчас появились еще и акупунктурные браслеты от укачивания, но отзывы о них противоречивы – одним подходят, другим нет. 

Источник




@темы: игры и игрушки, путешествия

13:34 

Мозаика

Наблюдая за малышом, складывающим мозаики, кажется, что это так просто: сиди себе втыкай фишки. Так, пустое занятие, помогающее убить время. Однако за внешней простотой и доступностью скрывается сложная, тонкая, многогранная деятельность, во многом способствующая раскрытию творческого видения мира. По инерции родители и педагоги покупают для детей наборы мозаики, но в силу некоторых причин не используют их в полной мере.


Мозаика – средство развития

Мозаика – способ создания изображения или узора из мельчайших кусочков (цветных камней, керамических плиток ит.д.). Сегодня существует очень много разнообразных наборов мозаики для детей. Собирание мозаики очень важно для психического развития ребенка. Во-первых, в нем участвует мелкая моторика рук, развивается образное мышление, воображение. Во-вторых, создавая изображение с помощью мозаики, у ребенка развивается целеполагание и целенаправленная деятельность, волевая регуляция поведения (произвольность). В-третьих, мозаика развивает художественный вкус ребенка, позволяет проявить ему творческую активность и служит особым средством познания мира.

Итак, мозаики - вещь крайне необходимая для малыша. Но в каком возрасте эта деятельность является актуальной для ребенка, когда она "ведет" за собой развитие и помогает "строить" личность? Чтобы ответить на этот вопрос проследим особенности создания мозаичного изображения. Коренное отличие мозаики от рисования заключаются в том, что при рисовании актуализация образа происходит быстро и спонтанно (палка, палка, огуречик - вот и вышел человечек), построение изображения из мозаики требует времени, а, значит, нужно долго удерживать образ, как цель. Кроме того, мозаика - это особый вид познавательной деятельности, ведь она, наверно, еще более символична, чем рисование; по сути она представляет собой точечный рисунок, а "рисование" по точкам требует хорошо развитых, детализированных представлений. Все это говорит в пользу того, что мозаика актуальна для детей, начиная с 3-4, а то и 5 лет. Однако существующее сегодня многообразие мозаик позволяет использовать их с самых ранних лет жизни ребенка - с 1-2 лет.

Итак, мозаик на современном рынке игрушек великое множество. Как разобраться, что именно нужно вашему малышу?


Для самых маленьких

Сегодня существуют наборы для малышей от 1 года. Обычно они не имеют поля, на котором можно строить изображение и представляют собой довольно крупные фигурные фишки до 8 см, соединяющиеся друг с другом прорезями и выступами. Эту мозаику можно раскладывать на любой горизонтальной поверхности: полу, столе и др. За счет крупного размера деталей ребенку удобно держать их в руках. Кроме того, такие фишки соответствуют и познавательному развитию ребенка – их можно просто соединять между собой, создавая, таким образом, доступные для ребенка изображения: дорожку, кружок, который может быть солнышком, цветочком и т.д. Однако важно отметить, что такому маленькому ребенку интересно не столько построение изображения, сколько изучение принципа соединения деталей, рассматривание формы и цветов фишек, а также цветовое соотношение, получающееся при создании чего-то целого. Поэтому не нужно ожидать от ребенка, что он с легкостью примет задачу и поймет смысл создания рисунка из мозаики: его пока, как истинного экспериментатора, интересует «как это работает», поэтому просто покажите малышу, как сцепляются детали, удивитесь вместе с ним разнообразию цветов, сделайте вместе дорожку и походите по ней куколкой. Ваш малыш будет в восторге, если вы сделаете сплошное поле из фишек, на котором будет что-то изображено, например, солнышко.

Этот вид мозаик может прослужить долго, вплоть до 4-5 лет. Необходимо будет, только позаботится о том, чтобы количество деталей росло вместе с малышом. Такие мозаики дети могут включать в сюжетные игры и, строя изображение прямо на полу или любой другой поверхности, давать волю воображению.

Для малышей в возрасте 1-3 лет хороши мозаики без ножек. Этот вид мозаик отличается тем, что ножки имеются на поле, а не на фишках. Обычно такие мозаики тоже делаются крупных размеров: фишки достигают 8-ми см благодаря чему их удобно держать в руках и нет опасности, что малыш может нечаянно проглотить деталь. Часто этот вид мозаики можно встретить в варианте с вертикальным полем, достигающем метрового размера. Для малышей этот вариант замечателен тем, что не ограничивает его движений. Кроме того, иногда такие поля уже раскрашены, т.е. имеют какое-то изображение (например, бабочку), что позволяет малышу, соотнося цвета фишек и выступов на поле, создавать такие сложные рисунки, а ведь это так здорово – чувствовать себя создателем! Есть и обратная сторона: сложно будет оторваться от зафиксированного изображения и придумать что-то новое, что-то свое. Правда, в защиту таких мозаик стоит сказать, что проблема эта относится уже к более поздним возрастам: когда ребенок уже способен что-то придумать сам.


В самом расцвете мозаичных сил

Ближе к 3-м годам малышей уже начинает интересовать построение изображения. Конечно, для этого не малое значение имеет влияние взрослого, вместе с ребенком создающего мозаичный рисунок. Ребенку в таком возрасте доступны простые знакомые предметные изображения: например, те же солнышко, домик, цветочек и др. Однако исследования психологов показывают, что из поколения в поколение передается «традиция» использования детской мозаики почти исключительно для этих изображений. Это очень ограничивает продуктивную деятельность детей, может быть, поэтому многие родители, педагоги, психологи отмечают, что период увлечения мозаикой у детей очень не долог. Но ведь возможности мозаики гораздо шире! Мозаичные рисунки всегда впечатляют. Этот вид изобразительной деятельности очень красив, богат и требует творческого видения задачи, не зря он претерпел проверку временем. Поэтому важно показать малышу, что мозаика – один из способов изображения чего угодно, в том числе и сюжетов. Можно «нарисовать» какой-нибудь сюжет из знакомой сказки (например «Колобок»;) и рассказать ребенку, что изображено. Так для него расширятся возможности использования мозаики. Или, сделав из мозаики кораблик, придумать для малыша рассказ о том, как он плывет, качаясь на волнах, в поисках земли.

Около 3-х лет хорошо начинать использовать магнитные мозаики. Обычно они представляют собой магнитное поле и фишки, которые легко крепятся на него. Несомненным преимуществом такой мозаики является отсутствие всевозможных сложных и не очень креплений, благодаря чему фишки легко переставлять, а рисунок при этом хорошо фиксируется. Кроме того, детям очень интересно физическое явление магнита и малыши с удовольствием экспериментируют с ним. Еще одним достоинством магнитных мозаик является то, что многие из них с легкостью крепятся к любым металлическим поверхностям (например, холодильнику), благодаря чему ребенок исследует свойства магнита: к деревянному столу фишки почему-то не крепятся, а к ключам так и липнут! Можно создавать шедевр не только на горизонтальной поверхности. Вертикально созданный рисунок (на том же холодильнике) не только выглядит иначе, но и требует других движений руки, глаз, что, безусловно, расширяет возможности действий ребенка.

Этот вид мозаик также может долго прослужить: скорее всего, даже будучи уже младшим школьником (7-9 лет), ребенок с удовольствием будет иногда придумывать что-то необыкновенное, создавая шедевр из магнитной мозаики. Единственным для этого условием является уже упомянутое увеличение количества деталей с возрастом.

С 3-х лет можно предложить ребенку всем знакомую мозаику с ножками. Она обязательно имеет поле, на котором и строится изображение. Фишки этих мозаик бывают самых разных форм и расцветок, вплоть до полупрозрачных. Разноцветные детали, сквозь которые проникает свет, очень радуют детей, доставляют им эстетическое удовольствие. Ведь как здорово «нарисовав» такой мозаикой, например, лампу, пропустить затем через нее свет!

Хочется отметить, что особую актуальность, все-таки эта мозаика приобретает в возрасте 4-6 лет. Это время расцвета всех продуктивных видов деятельности: рисования, лепки, конструирования и др. Мозаика в этом ряду не исключение. Более того, она занимает в нем особое положение в связи с упомянутыми особенностями: создание точечного рисунка – дело не простое, требующее и длительного удержания образа, как желаемой цели деятельности, и немалой произвольности, и развитости представлений.

К сожалению, одним из недостатков современных мозаик с ножками является маленькое поле, на котором не так-то просто развернуться, и совсем небольшое количество фишек: их часто не хватает даже на то, чтобы покрыть все поле. А ведь так хочется, как на листе бумаги, не оставить ни одного белого пятнышка, «закрасить» всю поверхность цветом! А какое желание возникает у детей, как и при рисовании, изобразить какой-нибудь сюжет, например, героя, победившего змея! Указанные недостатки во многом являются причиной того, что детям быстро надоедают мозаики, несмотря на вроде бы острую привлекательность этого вида деятельности для малышей. Поэтому, оптимальным вариантом для детей дошкольного возраста будет покупка большого поля и большого количества фишек, причем, разных цветов, с помощью которых можно будет изображать все, что захочется, а не только пресловутых бабочек и однообразные домики. Покупая мозаику с ножками, не поленитесь – проверьте сами: легко ли втыкаются фишки в поле, и насколько просто их вынуть, держится ли созданный рисунок или, стоит вам перевернуть поле и фишки выскальзывают; обратите внимание на качество изделия, поскольку деталями от мозаик можно иной раз поранить руки.

Одним из вариантов мозаик с ножками являются тетрис-мозаики. Их характерным отличием является специфическая форма фишек – они напоминают фигурки известной игры «Тетрис». Детали этой мозаики бывают довольно мелкими, при составлении изображения обычно получается гладкая, сплошная поверхность. В связи с тем, что при работе с тетрис-мозаиками требуется уже достаточно хорошо развитая мелкая работа рук, высокий уровень произвольности, усидчивость, эти мозаики подходят для детей 5-6 лет и старше.

В этом же возрасте ребенок с восторгом примет еще один вид мозаики – термомозаику. Дело в том, что малыш около 3-х лет уже может не только что-то ломать, разрушать, но и создавать. Созданное своими руками дети очень ценят, показывают взрослым, ожидая похвалы, берегут от других детей. Часто можно слышать просьбу ребенка о том, чтобы никто не трогал его шедевр, чтобы все оставалось так, как он сделал. Это происходит вовсе не потому, что ему жаль поделиться с другими. Просто созданный продукт подтверждает, что ребенок уже что-то умеет, что он - творец. И если вдруг малыш видит, что через какое-то время от его рисунка (постройки, фигурки из пластилина) не осталось и следа, он, конечно, очень расстраивается. Кстати, уважительное отношение к труду ребенка приучает его относится также к чужому труду. Именно в связи с упомянутыми причинами термомозаика является прекрасным средством самовыражения ребенка. Она представляет собой набор из множества деталей разных цветов, похожих на бисер, которые фиксируются на поле с ножками (т.е. каждая деталь надевается на ножку поля). Созданный рисунок обрабатывается утюгом, благодаря чему детали слипаются между собой и рисунок представляет собой уже цельное, неразрывное изображение. Оно снимается с поля, после чего его можно повесить в рамку или кому-нибудь подарить. Таким образом, если вы зафиксируете изображение, то эти же детали уже не сможете использовать, а вот поле, на котором создается рисунок, предназначено для многократного применения. Однако постарайтесь, фиксируя изображение, не передержать утюг: фишки могут слипнутся с полем. В результате, даже сняв рисунок с поля, последнее можно безвозвратно испортить.

Выбирая эту мозаику для ребенка важно помнить о соответствии его возрастным особенностям. Нужно выбирать мозаику с деталями покрупнее и с простым полем для детей 3-4 лет, и обязательно помогать малышу, не оставлять его один на один с такой кропотливой и сложной работой. Начиная с 5-6 лет ребенка уже можно оставить одного с набором термомозаики, однако зафиксировать рисунок утюгом ему, конечно, нужно помочь.


Мозаика по образцу

Почти в любом наборе мозаик имеются образцы от производителя – те рисунки, которые достоверно можно собрать с помощью этого набора (т.е. хватит и фишек и поля). Образцы могут быть нарисованы или сфотографированы. Обычно, даже в нарисованных образцах отражено точное количество необходимых для изображения фишек. Однако, купив малышу мозаики и обнаружив в коробочке такую инструкцию, не спешите требовать от него создания изображения в соответствии с ней. Действие по образцу - это, безусловно, важное умение, которое, однако, доступно для детей не младше 5 лет. А сложные рисунки, создаваемые с помощью графических образцов, особенно представленных в виде схем вообще поддаются ребятам с 6-7 лет. Ведь понять, что обозначение крестиком – это и есть фишка и сколько зеленых крестиков, столько нужно и зеленых фишек – это задача не из легких, требующая участия знаково-символического мышления. Не меньшую трудность представляют мозаики, состоящие из маленьких фишек, например, тетрис-мозаики. Такая работа требует высокого уровня произвольности, действия ребенка должны быть целенаправленными, часто малыш уже должен уметь считать (иначе легко ошибиться с количеством фишек), на высоком уровне должен быть развит самоконтроль, умение проверять правильность сделанной работы и исправлять ошибки. Старший дошкольный возраст (5-7 лет) – это время, когда правило, образец начинают играть в жизни ребенка особую роль. Именно в этом возрасте мы можем слышать от детей, как бывает, а как не бывает, что можно, а что нельзя, что такое хорошо и что такое плохо. Мозаики – тот вид деятельности, который позволяет сверить свою работу с правилом именно благодаря наличию образца. Таким образом, этот вид деятельности дает возможность ребенку, с одной стороны, проявить творческое начало, актуализировать собственный образ, а с другой стороны, действовать в соответствии с образцом. Эти две, вроде бы противоположные по сути, деятельности замечательным образом сочетающиеся в мозаике, являются необходимыми для наилучшей подготовки к школе.

Еще задолго до школы, в возрасте 3 лет, ребенку тоже можно задавать образец, только не конкретный, а абстрактный. Например, можно попросить малыша нарисовать с помощью мозаики цветочек. «Цветочек» - это и будет образец для малыша, причем обладающий обеими указанными выше характеристиками: «образцовостью» и, в то же время, свободой, ведь цветочек в результате окажется у малыша совершенно особый, соответствующий его представлениям и отражающий выбранный им образ. А умение действовать в соответствии с кем-то заданным правилом – это первый шаг к произвольности. Усложнять задачу можно с помощью уточнения задаваемого образца. Например, нарисуй красный цветочек, нарисуй красный цветочек с желтой сердцевиной и т.д.


НЕ мозаика

На сегодняшний день часто можно слышать, как ошибочно называют мозаиками по сути своей иную деятельность. Так, мозаиками нередко называют аппликации. Но аппликация – такой вид деятельности, где из заготовленных заранее частей создают целое изображение, в отличие от мозаик, в которых есть не части, а фишки, всего лишь «точки», с помощью которых и делается рисунок. Конечно, эти два вида деятельности очень схожи между собой, однако различия в них очевидны, а поскольку различия все же есть, то и стороны психики они формируют разные. Аппликации доступны для детей более раннего возраста: создать целое из имеющихся частей гораздо проще, чем тот же рисунок создать из мозаики (например, гриб). Части аппликации можно заготовить заранее и дать их ребенку для создания изображения, а мозаику – нет. Конечно, можно заготовить раскрашенное поле или заготовки человечков, как это описано в разделе о термомозаиках. Однако, во-первых, вариативность действий в мозаике будет все равно выше, а значит, выше будет и собственная активность ребенка, а во-вторых, мозаика требует очень высокой развитости представлений по сравнению с аппликацией. Между тем, это не значит, что аппликация – менее важная деятельность, чем мозаика. Более того, она также как и любой другой продуктивный вид деятельности может расти и развиваться вместе с ребенком и достигать очень сложных форм. Это важно учитывать при подборе игрушек для ребенка и организации его предметной среды: чем она разнообразнее и богаче, тем разностороннее будет развиваться его психика. Поэтому важно, чтобы в арсенале малыша были и аппликации, и мозаики (другие наборы для продуктивной деятельности, конечно, тоже), желательно качественно отличающиеся друг от друга.

Также в виде мозаик с ножками все чаще продают обучающий счету и чтению материал: фишки такой мозаики представляют собой цифры и буквы, которые, как и в указанном виде мозаик, имеют ножки для крепления на поле. Из таких фишек можно создавать узоры, но если мы говорим о мозаике как о некотором способе создания изображений, то такие наборы для этого не пригодны.

Мозаиками иногда ошибочно называют пазлы или другие составные картинки. Это совсем не верно, поскольку создаваемая из кусочков – частей целого картинка, с раз и навсегда неизменным изображением совершенно не предполагает творческой деятельности ребенка, актуализации его собственного образа, изготовления чего-то своими руками. Пазлы скорее задействуют образы восприятия, чем мышления, что, конечно же, говорит о разных уровнях активности ребенка. Именно поэтому сложные составные картинки иной раз доступны детям даже не достигшим 2-х лет, в то время как самое простое мозаичное изображение отвечает возможностям ребенка ближе к 3-летнему возрасту. Часто можно наблюдать, как дети 3-4 лет с удовольствием просто втыкают фишки в поле по порядку, иногда по цвету, редко создавая какой-то узор, и при этом они считают, что это красиво и не ставят себе задачу изобразить что-нибудь, хотя мозаика служит именно для этого. В этот же возрастной период собирание тех же пазлов может достигать удивительного размаха – до сотни и даже больше деталей! Это как раз говорит о том, насколько разные психические процессы задействованы в этих видах деятельности, и насколько разных уровней психического развития они требуют. Опять же, это не значит, что, выбирая игрушку для малыша надо делать выбор в пользу мозаики. Нужно стараться сделать среду ребенка максимально разнообразной и соответствующей потребностям и возможностям самого малыша.


Мозаика вокруг нас

К сожалению, как уже упоминалось выше, возможности мозаики сегодня редко используются в полной мере. Отчасти это связано с маленьким полем, ограничивающем действия ребенка, и маленьким количеством фишек и их цветовой гаммы. Показать малышу, что мозаичное рисование возможно не только с помощью купленных наборов, но и с помощью других подручных средств – значит открыть ему целый мир, подарить ощущение себя творцом этого мира. В качестве такой альтернативной мозаики (в чем-то может быть даже более традиционной, чем любая другая) выступают всевозможные мелкие предметы, из большого количества которых можно создавать целые рисунки. Кроме того, разнообразие этих предметов в одном рисунке сделают его только богаче, насыщенней, фактурней, а иной раз даже придаст определенный смысл. Например, можно сделать мозаичную картинку «На дне океана», используя мелкие камешки, стекляшки, ракушки, монетки, пуговички и т.п. В данном случае камешки могут служить дном океана, ракушки – водорослями, пуговички – сундуком, а монетки и стекляшки сокровищами в этом сундуке. Созданное совместно с малышом великолепие можно при желании закрепить клеем, таким образом, увековечив. Занимаясь рисованием с помощью такой мозаики вместе с малышом, вы поможете развитию всей его психической деятельности: и таких важных интеллектуальных процессов, как восприятие, мышление, воображение; и эмоциональности ребенка; и волевой регуляции; и заложите в нем стремление к творчеству и самостоятельности. Придумывайте, ищите, творите – и вы удивитесь, какой творческой личностью вырастет ваш малыш!


Ирина Рябкова - психолог Учебно-методического Центра игры и игрушки Московского городского психолого-педагогического университета

Источник


@темы: 1-2 года, 2-3 года, 3-4 года, 4-6 лет, игры и игрушки, развитие

20:09 

Краткий план занятий с детьми 1-3 лет.

Давно хотела разместить.

Краткий план занятий с детьми 1-3 лет.



Физическое развитие и шумные игры

· ходьба (кривые дороги, по бревну или доске, по горке, по кочкам)

· бег (догонялки, с препятствиями)

· игры с мячиком или мячами (бросаем, катаем, носим, ловим)

· прыжки (через препятствия, резинки, классики)

· лазанье (шведская стенка, диван, обруч, тоннель)

· для ног массаж и на спине (всякие массажные коврики, крупа, хождение на цыпочках и т.п.)

· хороводы и танцы

· висеть на кольцах, перекладинах, ходить на руках

· плаванье или игры в воде

· прятки и жмурки

· зарядка в т.ч. со стишками

· велосипед

Моторика

· Трогать, перебирать, застегивать (пуговицы, застежки, петельки, кнопки, тумблеры)

· Ведерки и коробки с дырками и вкладышами (мелкими предметами или фигурами)

· Что-то рвать

· Фасолины, макаронины, крупа (сыпать, сортировать, солить, перебирать, делать поделки, просеивать)

· Всякие липкие картинки

· Готовим из теста, салаты, чай и т.п.

· Шнуровки разные

· Песок (куличики, секретики)

· Выкладывание из карандашей, камушков, фасолин

· Конструкторы, кубики, блоки

· Пальчиковые игры



Творчество

· Краски акварель, гуашь, пальчиковые (рисовать)

· Пластилин, тесто (поделки, кусочки отщипывать)

· Аппликации всевозможные (из вырезанных картинок, фигур, рваных кусочков)

· Фломастеры, карандаши, ручки (рисовать)

· Ножницы детские (учиться резать)

· Природный материал – поделки (шишки, орехи, камешки)

· Обводить формочки

· Поделки вместе (тряпичные куклы, домики для кукол, гаражи для машинок, папье-маше и пр.)

Ролевые игры

· Покормить, одеть, искупать, положить спать, полечить кукол в т.ч. бумажные куклы.

· Магазин, парикмахерская

· Машинки и другие виды транспорта

Память, логика, цвет, форма, объем

· С карточками и игрушками (что лишнее, что дорисовано, чем отличается, что убрали, что изменилось, найти пару, найти похожую, покормить животных, распределить домики, обобщения и т.п.)

· Последовательности (из бусин, кубиков, карточек)

· Домино

· Пазлы, разрезные картинки, подбор формы

· Игры Никитина

· Систематизации и сопоставления игрушек, карточек или фигур (по форме, объему, цвету, оттенку, проекции, банки и крышки). На что похожи предметы в доме.

Слух, запах, вкус, тактильные ощущения

· Звучащие инструменты и бытовые предметы (играть, угадывать что звучит, последовательности по уровню шума)

· Разная музыка (классика, народная, песенки). Рисовать под музыку, делать упражнения.

· Угадывать запахи и вкусы

· Ткани, шершавая бумага, предметы разные на ощупь. Угадывать предмет на ощупь

· Выполнение команд

Чтение, счет, развитие речи

· Изучение цифр, букв и слогов разными способами. Чтение вывесок, самодельных книг, кубики Зайцева, презентации по Доману и прочие.

· Счет предметов, сопоставление цифры и количества.

· Вставлять слово или фразу в стишок

· Рассказы с наводящими вопросами, специальные ошибками,

· Придумать имя предмету, дню

· Загадки, описания предметов (гладкий, холодный…)

· Книги самые разные, мультики, обучающие фильмы, аудиосказки.

Мир вокруг нас

· Семья (кто есть кто, фотографии, рассказы)

· Животные, детеныши, где живут, что едят, что дают, какие звуки издают, как выглядят (картинки, презентации, сказки, постановки)

· Календарь, время, погода и явления, времена года, дни недели, праздники

· Выращивать растения, кормить птиц

· Свет и тени

· Кукольные или т.п. постановки сказок, театр.

· Мыть посуду, пол, подметать и т.п.

· Предметы и их назначение. (Одежда, предметы в доме, на улице). Что съедобное что нет.

· Противоположности (мокрый-сухой, холодный-горячий)

· Превращения (лед в воде, сахар в воде). Растворение и смешивание красок.

· Планеты, космос, другие люди, другие страны, ландшафты (горы, рек) (рассказы, презентации, картинки)

· Общение, этикет, телефон, вежливость

· Измерения (рост, длина, вес, объем)

· Художники (книги, презентации, репродукции, архитектура)

· Зоопарк, кукольный театр и другие мероприятия, в гости, общение с детьми



Светлана Кантор, 2007 http://www.ourkids.ru/

При размещении материала на других сайтах, просьба указывать ссылку.




@темы: игры и игрушки, развитие

14:01 

ПОЧЕМУ ДЕТИ ЖАДНИЧАЮТ

Мой ребенок – "жадина"?


В период раннего детства преобладает предметно-манипулятивная деятельность. Когда ребенок взаимодействует с предметами, он познает не только их свойства, но и собственные возможности и способности. Таким образом формируется и представление о себе, образ "Я". Развитие самосознания, ощущение себя как отдельной личности тесно связано с появлением чувства собственности. Ребенок рассматривает свои вещи как часть самого себя, своего образа. Поэтому всякое посягательство на собственность встречает "с боем".


Ребенок определяет понятие "своих" вещей, если он с ними взаимодействует. Например: мама с малышом находятся на прогулке или в игровом центре, и ребенок взял какие-то вещи из предложенных для игры, если к нему подойти и взять эти вещи, он будет сопротвляться и отстаивать собственное право на них (хотя они ему не принадлежат). Исходя из этого, малыши берут себе понравившиеся игрушки у других – таким образом, они пытаются сделать эти вещи "собственными", заявить свое право на них.

Всем знакома картина: малыш не хочет давать свою игрушку кому-то другому, но родители настаивают: "Надо делиться! Неужели ты жадина? Тогда с тобой никто не будет играть!". В таком случае они оказывают своему ребенку "медвежью услугу", и уничтожают зарождающиеся необходимые качества личности. Во-первых, они внушают малышу, что безусловная любовь невозможна – только если он будет выполнять требования окружающих, они станут положительно к нему относиться ("если не дашь – с тобой никто не будет играть!";). Это очень опасный стереотип – таким образом ребенок уверяется в "товарных" отношениях в сфере чувств и привязанностей, а также обесценивается как личность. Ведь играть будут, только если у тебя есть какие-то игрушки, и ты их даешь, а не с тобой как человеком!

Малыши часто слышать от родителей: "Жадничать нехорошо!" - но здесь совершенно неуместно это слово. Ребенок только защищает свою собственность. Ведь если он не научится этого делать, что его ожидает в будущем? Он вырастет безвольным, не сможет остоять свои права, защитить близкого человека, станет слишком уступчивым. В таком случае человек не понимает, с чем можно расстаться легко и без усилий, а что следует "отстаивать". Так формируется взрослый, не умеющий защитить честь семьи, или родного человека.

Почему ребенок должен расстаться со своими вещами по требованию окружающих? Если к вам подойдет на улице незнакомый человек и попросит ваш автомобиль - вы ему одолжите на недельку "покататься"? Точно так воспринимает это требование и ребенок. Вам не приходит в голову раздавать свои личные вещи первому встречному – такое же право есть и у ребенка! Конечно, у вас другая система ценностей. Вам непонятно, почему он "мертвой хваткой" вцепился в старый пластиковый совочек или изрядно потрепанного плюшевого мишку. И тем более странно, когда ребенок защищает только что поднятые с земли камушек или палочку – что за проблема, возьми другую, а это отдай мальчику!

Мы говорим ребенку: "Это папа не разрешает трогать! Не бери, это мамино!". Мы сами приучаем его к тому, что чужую собственность необходимо уважать. Но почему мы делаем такое исключение для него? Разве он не достоин такого же уважения? К тому же, взрослые и дети по-разному оценивают вещи – для нас это вещь, и не более того, а для ребенка, как мы уже упомянули – это часть его самого.
Особенно становятся дороги собственные вещи, если ребенок переживает стресс (например, недавно пошел в детский сад), тогда ничего не значащие мелочи вроде старенькой формочки становятся "моральной поддержкой" в трудную минуту. В таких ситуациях ни в коем случае не нужно принуждать его делиться своими вещами, отдавать даже временно свои игрушки.


Очень плохо, если родители встают на сторону "обидчика", и уговаривают своего малыша "обязательно поделиться". Ребенок ищет у вас защиты, даже если он принял решение, с которым вы несогласны, не отвергайте его. Постарайтесь встать на его место: подошел незнакомый (или малознакомый) человек, хочет отобрать ценную вещь. Мама (или другой могущественный взрослый) вместо того, чтобы броситься на помощь и отстоять ценности, спокойно отдают это чужому.

Если вы видите, что любимая игрушка вашего ребенка может создать стрессовую ситуацию – не показывайте ее гостям, и не берите с собой на прогулку. Ребенок еще не в состоянии разрешить такую сложную задачу. Другие дети тоже не могут справиться с нею. Получается, что "играют" родители – решают, что кому и как давать.


Родители для ребенка младшего возраста – незыблемый авторитет, каким бы ни было их нравственное поведение. Ребенок легко перенимает необходимые моральные установки, только если видит подтверждение в поведении родителей. Если мы пытаемся воспитать в ребенке уважение к чужой собственности, то в первую очередь нужно обратить внимание, есть ли у него уважение к своей? Поддерживаем ли мы это уважение? Защищаем ли зарождающееся чувство собственности, или вырываем, как ненужный сорняк?
Конечно, каждый родитель нередко сталкивается с прямо противоположным поведением окружающих. Но в любой ситуации мама и папа могут показать ребенку, что "законы собственности" сохраняются. Например, на прогулке у вашего ребенка кто-то отнимает игрушки, или просто подходит и берет без спросу. Обязательно вступитесь – это как раз такой случай, когда нельзя махать рукой и говорить "пусть сами разберутся". Конечно, объяснять другим родителям, что хватать чужие вещи, когда заблагорассудится, неэффективно. Но подошедшему "обидчику" это растолковать необходимо – даже не для него самого, а для вашего собственного ребенка, который ждет от вас подтверждения того, что мир не разрушился, все законы действуют, и вы на его стороне. И в обратной ситуации демонстрировать уважение к собственности. Скажем, если вашему ребенку захотелось взять чужую игрушку, вы помогаете ему вежливо попросить, и объясняете, что ее могут и не дать, и это право другого человека тоже необходимо учитывать и уважать. Можно всегда иметь в запасе арсенал "выручалочек" – таких интересных предметов, которые могут отвечь вашего ребенка от чужих вещей. Обычно женская сумочка превращается в настоящий склад с появлением ребенка, поэтому мамам это не составит труда – предложить детям взамен что-то интересное. Хороший совет: брать с собой воздушные шарики (они занимают совсем мало места, и в нужный момент их можно надуть и поиграть), листок бумаги – чтобы из него сделать какую-либо фигурку-оригами, разноцветные бусинки, мелки и прочие приятные мелочи.

В праве собственности, так же, как и во всем другом, мы основываемся на законе "начни с себя". И если у маленькой личности не воспитывается уважение к себе и своему имуществу, не стоит удивляться в будущем, почему этого уважения не появляется к другим.

В развитии чувства собственности может быть и другая крайность. Когда ребенок на самом деле становится "жадным"? Например, когда его к этому приучают родители. Конечно же, не стоит думать, что они ему внушают прямо: "Никому не давай своих игрушек!" (хотя и такие случаи бывают). Но частенько можно услышать такие предостережения: "доедай скорей – а то собачка съест!" (стоит заметить, что заставлять ребенка есть не нужно никакими способами, это чревато в будущем не только проблемами со здоровьем, но и психологическими трудностями, а серьезные проблемы с аппетитом должны решаться у психолога, а не у диетолога). А знакомы ли вам такие восклицания: "Если будешь разбрасывать игрушки – подарю их чужому мальчику!", "Сломаешь машинку – отдам все твои игрушки в садик"? Родители не задумываются о том, что все слова дети понимают буквально, усваивают, и вскоре из этих "ростков" вырастут "плоды", неприятно удивляющие папу и маму.

Как это ни странно, родители могут "предназначить" ребенку то или иное качество. Очень часто, к сожалению, при любом нежелании ребенка "делиться", сразу же навешивают на него "ярлык": "Ты жадный! Фу, как это некрасиво! Ты жадина!". При таком подходе ребенок очень быстро "сдается", перестает защищаться, и в будущем постарается соответствовать негативной характеристике родителей – это касается любых "ярлыков": "глупый, медлительный, грязнуля, нытик, дурачок" и прочее. Обзывать ребенка подобными словами – самый верный способ воспитать эти качества.

Еще одна распространенная причина – ребенок отражает поведение родителей. Не всегда родители видят за собой те недостатки, которые находят продолжение в их детях.

Нужно замечать и такие ситуации, когда ребенок провоцирует других детей тем, что не хочет дать им свои вещи, вызывает слезы и даже драки. Родителям необходимо быть чуткими и стараться различать, когда действительно невозможно дать свою вещь даже на короткое время, а когда ребенок намеренно изводит своего приятеля или младшего братишку.

Когда стоит обратить особое внимание на отношение ребенка к собственности:
- если ребенок старше четырех лет никогда и ни под каким видом не соглашается давать напрокат свои вещи;
- болезненно реагирует на малейшее изменение порядка вещей и любит, чтобы все всегда стояло на местах;
- наоборот, ребенок старше трех лет никогда не защищает свои вещи, у него нет личных любимых вещичек;
- стремится "подкупить" окружающих раздариванием собственных вещей;
- намеренно отбирает чужие вещи, раззадоривая других детей, вызывая драки и потасовки.




Марина Озерова, педагог-психолог, Израиль


источник


@темы: воспитание, 2-3 года, "marinaozerova", игры и игрушки, психология, решение проблем

00:24 

Какими должны быть игрушки

У счастливого детства - деревянные игрушки


В детских магазинах продаются тысячи ярких детских игрушек российского, китайского, европейского производства. Но как считают педагоги, заводные машины, длинноногие Барби и Кены, пластмассовые конструкторы не способствуют развитию дошколят. Мы попросили прокомментировать стандартный ассортимент отдела игрушек доцента кафедры педагогики ВГПУ Ольгу Аринину.

Лучшая машина - без колёс

Детям нравится все, что двигается. Поэтому машины остаются любимыми игрушками как девчонок, так и мальчишек. Педагоги считают, что для малышей машина должна быть из натурального материала - дерева. При этом для самых маленьких детишек от года до двух она может быть и без колёс. Когда возникнет в них необходимость, ребенок сам попросит их дорисовать. Потом лучшей игрушкой для ребенка станет деревянная доска на колесах или вырезанный из дерева контур машины на колесах. Фантазия и образное мышление «достроят» из такой примитивной машины все что угодно. В машинах же, которые продаются в магазинах, проработаны мельчайшие подробности: руль, двери, зеркала. Эту игрушку можно покупать ребенку ближе к семи годам. Именно в этом возрасте у ребенка возникает потребность в игрушках, которые максимально похожи на настоящие прототипы.
Резюме: «Подробные» игрушки не развивают образного мышления.

Кукла Барби хорошему не научит

Столь популярная кукла Барби для ребенка вообще вредна. Для игры в дочки-матери Барби не подходит. Ее неудобно заворачивать в одеяла. В шикарных нарядах Барби не может «стирать белье», «готовить завтрак». Как подружка, Барби для дошкольника тоже не годится. Получается, что играть с Барби никак нельзя. Поэтому для Барби придумали друга Кена. Играя с ними, дети копируют отношения взрослых (в том числе и сексуальные).
У куклы для самых маленьких не должен быть выражен пол! Иначе у ребенка раньше времени выработается интерес к собственному полу.
В магазинах идеальных кукол не продают. Их можно сшить своими руками из хлопчатобумажной ткани и набить шерстью. Причем кукле для годовалого ребенка даже не обязательны проработанные части тела. Достаточно только обозначить голову, руки, ноги. Голливудской улыбки тоже не нужно. Ребенок сам решит: смеется или плачет его дочка. Для ребенка постарше ноги, руки у куклы должны быть более оформленные. На такую куклу уже можно шить одежду.
Резюме: Купите ребенку Барби, и в подростковом возрасте получите сексуально озабоченного ребенка.

Пазлы

Ольга Николаевна Аринина показала мне два вида пазлов. В одном случае к таксе нужно прикрепить щенков, а во втором соединить собачье семейство.
- Эти пазлы хороши, в отличие от покупных, тем, что, во-первых, они деревянные, а во-вторых, изображение отдельных животных в них не рассыпается, т.е. нужно соединить таксу со щенками, но само изображение таксы и щенков остается целостным.
Резюме: Большинство пазлов нарушают представление о целостности предметов.

А если ребёнок просит?

Как показывает практика, ребенок до шести-семи лет не зациклен на покупке новых игрушек, если с ним играют. То есть скандал малыша в «Детском мире» - это его способ привлечь к себе внимание родителей. Так что, покупая новую безделушку для своего чада, вспомните советы педагогов. Действительно ли вы хотите сделать ему приятное или просто в очередной раз «откупаетесь» от него?
Доцент ВГПУ Ольга Аринина.

Какой должна быть идеальная игрушка

Детская игрушка должна быть из натуральных материалов: если это кукла, то из шерсти и хлопчатобумажных тканей, если машина, то из дерева. Натуральные материалы, в отличие от синтетических, передают правдивую информацию о мире. Например, пластмассовый кубик может быть большого размера, но весить очень мало. Такой предмет искажает представление о весе и объеме. Предметы же из натуральных материалов, как правило, гармоничны: чем он больше, тем тяжелее. Кроме того, рука ребенка, осязая натуральные материалы, получает информацию о мире. Кора дерева - шершавая, камень - гладкий, песок - сыпучий, вода не держит форму. Играя же с пластмассовыми игрушками, рука ребенка чувствует только их гладкую, холодную поверхность. Нагружая информацией руку, ребенок нагружает кору головного мозга. Польза от игры с пластмассовыми игрушками, как установили учёные, равна нулю.
Также игрушка должна двигаться по воле и желанию ребенка. Это значит, что она не должна просто заводиться ключом или быть с пультом управления - такие игрушки все равно не могут надолго удержать внимание ребенка. У идеальной машины должны быть только колеса - дальше ребенок сам изобразит, как она заводится и едет. Полезны для ребенка игрушки типа богородицких. Ведь чтобы заставить курочку клевать зернышки и зайца барабанить по пню, ребенок должен сам научиться соответствующим образом водить рукой, выработать определенные закономерности между тем, как он это делает, и движением игрушки.
КЛИМОВА Алла


отсюда


@темы: игры и игрушки

12:58 

Игра (11). Военные игрушки

Можно сражаться – нельзя убивать
Можно стрелять в цель – нельзя расстреливать людей
Можно защищать – нельзя нападать
Можно воевать с достойным противником – нельзя с безоружным и слабым
Можно злиться – нельзя ненавидеть
Можно проявлять великодушие – нельзя жестокость

Все без исключения мальчишки играют в сражения, независимо от особенностей сюжета и содержания игры. Это естественная потребность, вырастающая в каждом современном ребенке из древнейших корней генетической памяти.

Необходимо поддерживать это мужское качество, но не давать ему обернуться агрессией и жестокостью, а направлять в русло осознания своей силы, ответственности за слабых, умения найти «безкровный» компромисс. Как многие написали при ответе на вопрос, военные игры помогают мальчикам «разрядиться» и выплеснуть агрессию. Нужно только уметь их направлять, помочь развивать сюжеты, следить за содержанием игр. Как и во всех других сюжетах, при игре в сражения ребенку нужно переживать спектр положительных эмоций, чувствовать себя сильным, смелым, отважным. Оружие, которое ведет игру по принципу «сила есть – ума не надо», не служит той цели, с которой мы начали разговор о военных играх.

Кто-то использует в играх правдоподобные макеты современных видов оружия, кто-то поднимает с земли палку, вскидывает на плечо и кричит «пиф-паф». В теме военных игрушек верно то же правило, о котором мы рассуждали ранее – чем больше продумана игрушка, тем меньше работает фантазия ребенка. Но, кроме этого, для военных игрушек характерна еще одна особенность: оружие и солдат нельзя применить в других игровых сюжетах. Палка после «стрельбы» станет лошадкой, пугалом, или просто палкой. Ружье никогда не потеряет своей функции, солдаты не могут участвовать в других играх – они созданы только для войны. В качестве оружия лучше всего подходят лук, мечи (сабли, шпаги) и копья. Это вооружение легко приспособить для спортивных занятий или соревнований. Самые замечательные луки и стрелы получаются с помощью папы, не забывайте об этом! К тому же, с ними прекрасно развиваются сюжеты ролевых игр (в Робин Гуда, рыцарей, пиратов и т.п.). в ролевых играх особенно хорошо формируется тактика и стратегия, умение найти выход из запутанной ситуации. Помогите детям организовать игру – предложите «найти клад» по карте в лесу, отыскать пленных, увезенных разбойниками, и т.п.

Важно, чтобы ребенок «примерял» на себя положительную роль воина-защитника. Вспомните игры нашего детства – сложно было найти желающих играть за «фашистов», играли «наши» против «не наших». А с каким удовольствием современные дети изображают маньяков и палачей, профессиональных убийц и непобедимых чудовищ!
Огнестрельное или холодное оружие, которое выполнено слишком правдоподобно, несет в себе только одну функцию – убивать, и подчиняет себе игру. Если луком и стрелами можно просто забавляться, стреляя в мишень или по банкам, то как использовать в «мирных» играх кастет? Совершенно не годится оружие с изображением крови (окровавленный нож, например). Это не только спровоцирует агрессию, но и вызовет различные неосознанные страхи – такое оружие слишком «самостоятельно», ему даже хозяин-воин не нужен, оно само по себе – убийца. Старайтесь, чтобы оружие не издавало никаких звуковых (или световых) эффектов (стрельба). Военную технику лучше не покупать готовую, а либо «представлять» из подручных предметов, либо сделать самостоятельно (папы, вы помните, как делать самолетик? А пушку из фломастера?).
В любой игре в войну и сражения должно побеждать добро.

отсюда


@темы: "ЖЖ", игры и игрушки

Сообщество Мамы и малыши

главная